В начало
В начало
Наши новости
Наши новости

 
Об институте
Об институте

 
Исследования
Исследования

 
Поколения и гендер
 Поколения и гендер

 
Индекс
       потребительских
       настроений

База данных
Региональная
       программа

Региональная программа

Конференции и
       семинары

Конференции и семинары
Публикации
Публикации

 
Контакты и адрес
Контакты и координаты
English
English
Наши партнеры

Независимый институт социальной политики


     

Научные программы / Проекты


Анализ влияния трансформации механизмов приема в вузы и финансирования обучения на доступность высшего образования

Руководитель проекта - д.э.н. С.В. Шишкин

Сроки реализации проекта: март 2003 г. – декабрь 2003 г.

Финансирование: грант Фонда Форда

Цель исследования состояла в анализе влияния происходящих и ожидаемых изменений в механизмах приема в вузы и государственного и частного финансирования высшего образования на его доступность для населения.

Основными задачами данного исследования являлись:

  • Анализ механизмов приема в вузы и финансирования высшего образования с точки зрения влияния на его доступность.
  • Выявление способов действий вузов по повышению их доступности для представителей разных социальных групп.
  • Анализ практик неформальной оплаты поступления и обучения в вузах.
  • Анализ влияния новых механизмов приема и финансирования вузов на различия в возможностях поступления в вузы представителей разных социальных групп.
  • Разработка рекомендаций об изменениях механизмов приема и финансирования высшего образования, необходимых для сокращения неравенства в его доступности.

Решение задач исследования обеспечивалось использованием методов институционального анализа, интервьюирования работников вузов в трех пилотных регионах, вторичного количественного социологического анализа.

Кроме того в качестве отдельной исследовательской задачи проводился сравнительный анализ силы влияния институциональных, социальных, финансовых, поселенческих факторов на доступность высшего образования.

Объектом анализа являлись вузы в трех пилотных регионах. Первый регион - один из тех нескольких регионов, в которых в 2002 г. проводился эксперимент по внедрению механизмов единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Вторым является регион, вузы которого обучают в основном жителей этого региона. В третьем регионе представлены вузы, пользующиеся высоким спросом со стороны жителей этого и других регионов. В каждом пилотном регионе проводилось интервьюирование работников следующих типов вузов: классического университета; технического университета; педагогического университета; негосударственного вуза. В каждом государственном вузе было опрошено по 10-12 сотрудников, включая ректора, одного-двух проректоров, ответственного секретаря приемной комиссии, деканов, заведующих кафедр и преподавателей двух-трех факультетов, полярно различающихся по степени престижности. Всего проведено 101 интервью.

Результаты исследования

На основе полученных данных были изучены существующие механизмы приема в вузы (конкурсный прием по результатам вступительных экзаменов, включая прием на места с бесплатным обучением, прием на платное обучение; целевой и контрактный прием в вузы при условии положительной сдачи вступительных экзаменов) и финансирования высшего образования (бюджетное сметное финансирование вузов; оплата целевого и контрактного обучения соответствующими организациями-заказчиками; оплата учащимися услуг подготовительных отделений вузов; оплата самими учащимися обучения в вузе) с точки зрения влияния на его доступность. Исследование показало, что непрестижные и среднеконкурсные специальности вполне доступны школьникам из малообеспеченных семей и села при условии хорошей успеваемости и/или возможности оплатить учебу на очных подготовительных курсах, а также в случае включения таких школьников в список поступающих в вузы в рамках целевого приема. Поступление на высококонкурсные специальности без занятий с репетиторами, либо обучения в профильных лицеях и школах, либо взятки (от 650 долл. и выше) маловероятно.

Высокая готовность родителей платить за репетиционные услуги является существенным фактором воспроизводства репетиторской деятельности. Но необходимое для этого по качеству репетиторство школьникам из малообеспеченных семей недоступно. Репетиторство же, которое доступно для малообеспеченных детей, по своей результативности для поступления взаимозаменяемо с обучением на подготовительных курсах или получением хороших знания в школе.

Тенденция, вскрытая в ходе исследования, если оценивать уровень распространенности неформальной оплаты поступления на бюджетные места (неформальные платежи (взятки) за прием или использование капитала социальных связей), состоит в том, что чем ниже уровень жизни населения в регионе, тем выше вероятность появления неформальных практик. Данные проведенного исследования позволили получить оценки распространенности практик неформальной оплаты поступления в вузы, выявить ее правила.

Проведен анализ влияния новых механизмов приема (на основе единого государственного экзамена (ЕГЭ) и финансирования вузов (на основе государственных именных финансовых обязательств (ГИФО)) на различия в возможностях поступления в вузы представителей разных социальных групп. В случае замены существующего механизма приема в вуз на отбор строго по результатам ЕГЭ расширяется доступность получения качественного высшего образования в наиболее престижных вузах (факультетах) для особо одаренных детей из семей с низкими доходами, сельской местности и малых городов. Но ситуация не улучшается для абитуриентов, принадлежащих к этим же социальным группам, способным к учебе, но не имеющим выдающихся способностей. Вследствие более низкого в среднем качества подготовки выпускников школ в сельской местности и малых городах, они будут иметь более низкие оценки по ЕГЭ, чем их сверстники из крупных городов, и поступить в вуз смогут только при условии полной либо частичной оплаты обучения. Результаты апробации ЕГЭ и ГИФО в 2002 г. не позволяют сделать однозначных выводов о повышении доступности вузов для сельских жителей. Существующее неравенство возможностей поступления в вузы, обусловленное неравенством образовательного потенциала школ, расположенных в разных населенных пунктах, и неравенством доходов, не будет устранено благодаря ведению ЕГЭ и ГИФО. Поэтому при реформировании механизмов приема в вузы путем введения ЕГЭ необходимо дополнить его другими инструментами, способствующими, как и ЕГЭ, повышению доступности высшего образования.

Для проведения сравнительного анализа силы влияния институциональных, социальных, финансовых, поселенческих факторов на доступность высшего образования в качестве информационной базы был использован массив данных опроса, проведенного летом 2003 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в составе исследования, поддержанного Фондом Форда в рамках проекта "Анализ доступности высшего образования для социально уязвимых групп".Опрос был проведен по выборке, репрезентирующей население России в возрасте 15-34 лет. Всего было опрошено 3000 человек. Основным инструментом проведенного анализа было построение регрессионных моделей, где в качестве зависимой переменной выступала одна из переменных, измеряющих доступность высшего образования, а в качестве независимых переменных - поселенческие характеристики, характеристики семейного и человеческого капиталов респондента. Всего было построено 14 таких моделей.

Результаты проведенного анализа позволяют заключить, что в целом собственный человеческий капитал является важнейшим фактором, повышающим шансы молодого человека на поступление в вуз и его успешное окончание. Это и успеваемость в школе, и качество самой школы (преимущества на стороне выпускников гимназий и специализированных школ), и ее месторасположение (выпускники сельских школ и малых городов находятся в худшей ситуации), и дополнительные формы обучения (кружки, музыкальные, художественные и иные необязательные школы, репетиторы, курсы). В то же время затруднен путь в высшую школу для детей из бедных и неполных семей, детей менее образованных и занимающих низшие должности родителей. Это касается как фактической доступности высшего образования (особенного престижного и качественного), так и неравенства намерений. Таким образом, вопрос о выравнивании шансов на получение высшего образования снимать с повестки дня преждевременно.

Результаты проведенных исследований были представлены на Второй ежегодной научной конференции НИСП "Социальная политика: вызовы XXI века" (25-26 февраля 2004 г., Москва) и на международной конференции "Доступность высшего образования: вызовы для стран с переходной экономикой" (29-30 июня 2004 г., Москва).

Завершением данного проекта стали следующие издания:




  
 
Новости | Об институте | Научные программы | Публикации | Региональная программа | English