В начало
В начало
Наши новости
Наши новости

 
Об институте
Об институте

 
Исследования
Исследования

 
Поколения и гендер
 Поколения и гендер

 
Индекс
       потребительских
       настроений

База данных
Региональная
       программа

Региональная программа

Конференции и
       семинары

Конференции и семинары
Публикации
Публикации

 
Контакты и адрес
Контакты и координаты
English
English
Наши партнеры

Независимый институт социальной политики


     

Научные программы / Проекты


Анализ доступности высшего образования для социально уязвимых групп

Руководитель проекта: д.э.н. С.В. Шишкин

Сроки реализации проекта: декабрь 2001 г. – июнь 2004 г.

Финансирование: грант Фонда Форда

Участники исследования: На первом этапе — более 30 экспертов, принимавших участие в мероприятиях проекта. На втором этапе — 12 исследовательских групп

Координатор проекта: Н.Б. Канатова

Цель исследования. Главная цель проекта состояла в инициации, мониторинге и обобщении исследований доступности высшего образования для социально уязвимых групп.

Более подробная информация о предыстории проекта представлена здесь.

Задачи проекта:

  • Идентификация специалистов, исследовательских коллективов, организаций, заинтересованных и способных выполнять исследования по проблематике доступности профессионального образования для социально уязвимых групп.
  • Разработка исследовательской программы по анализу доступности высшего образования для социально уязвимых групп.
  • Формирование региональной сети исследовательских центров по проблемам доступности высшего образования.
  • Разработка рекомендаций Фонду Форда по финансированию исследовательских проектов в рамках реализации исследовательской программы.
  • Мониторинг выполнения исследовательских проектов, поддержанных Фондом Форда.
  • Обобщение проведенных исследований и разработка рекомендаций для государственной образовательной политики.

Независимый институт социальной политики выполнял функции организатора реализации проекта.

Проект включал несколько этапов.

На первом этапе (декабрь 2001 г. - июнь 2002 г.) был определен круг специалистов и исследовательских коллективов, заинтересованных в проведении исследований по искомой проблематике. Удалось установить связи с организациями, группами, индивидуальными исследователями из 7 городов России, в том числе из Екатеринбурга, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Саратова, Ульяновска, Челябинска. Сформирован Экспертный Совет по проблемам доступности профессионального образования для социально уязвимых групп.

В январе - апреле 2002 г. проведено 5 семинаров для обсуждения имеющихся результатов исследований доступности высшего образования и предложений о перспективных направлениях исследований.

Подготовлен аналитический обзор состояния исследований доступности высшего образования "Неравенство доступа к образованию: что мы знаем об этом", автор - Я.М.Рощина.

Участники обсуждения пришли к общему пониманию того, что проблематику доступности высшего образования следует рассматривать как проблематику дифференциации возможностей различных социальных групп в получении высшего образования (возможностей поступления в высшие учебные заведения и успешного завершения обучения). Соответственно предметом анализа доступности высшего образования выступают различия между социальными группами в возможностях получения высшего образования с учетом его качества, а также факторы, обусловливающие эти различия и их динамику. В этом контексте социально уязвимыми группами предлагается считать не некоторые априори выделенные категории населения, а группы, обладающие сравнительно худшими возможностями получения высшего образования с учетом его качества.

Еще одним важным результатом этого предварительного обсуждения проблематики доступности высшего образования стала констатация того, что в российской системе высшего образования сформировались две подсистемы: одна - элитного образования, характеризующегося высоким качеством предоставляемых услуг, и другая - массового высшего образования невысокого качества. Второе стало практически доступным для большинства соответствующих возрастных когорт населения. Возможности же получения образования, обеспечивающего высокое качество профессиональной подготовки будущих специалистов, по-видимому, сократились для большей части населения. Поэтому анализ доступности высшего образования должен быть по разному сфокусирован по отношению к двум существующим системам, предоставляющим образовательные услуги разного качества.

Эти принципы были положены в основу подготовленной программы исследований доступности высшего образования. В качестве основных направлений исследований доступности высшего образования в рамках данной программы были выделены следующие:

  • исследование влияния факторов социально-экономической дифференциации населения на доступность высшего образования;
  • исследование влияния институциональных факторов на доступность высшего образования;
  • исследование влияния социально-культурных факторов на доступность высшего образования;
  • исследование общественного мнения о проблемах доступности высшего образования и способах их решения;
  • разработка методов воздействия на уровень доступности высшего образования.

В июле 2002 г. проведен круглый стол по обсуждению данной программы.

Основные результаты первого этапа реализации указанного проекта были представлены в издании: Проблемы доступности высшего образования. WP3/2003/01. Серия "Научные проекты НИСП - IISP Working Papers") / Отв. ред. С.В.Шишкин. Независимый институт социальной политики. М.: СИГНАЛЪ, 2003.

Второй этап реализации проекта: июль 2002 г. - октябрь 2003 г. Подготовленная программа исследований послужила основой для проведения Фондом Форда и Независимым институтом социальной политики конкурса среди исследовательских коллективов на поддержку отдельных проектов, обеспечивающих реализацию задач программы. На участие в конкурсе было подано 52 заявки. Представленные заявки были рассмотрены членами Экспертного совета и 11 из них были рекомендованы Фонду Форда для поддержки. В октябре 2002 г. Фондом Форда было принято решение о финансовой поддержке реализации этих 11 проектов. Авторами выбранных проектов были исследовательские группы, работающие в составе Всероссийского центра изучения общественного мнения, Института социологии РАН, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Экономического факультета МГУ, Казанского государственного медицинского университета, Института педагогики и психологии развития г. Красноярска, Санкт-Петербургского филиала Государственного университета - Высшей школы экономики, Саратовского государственного технического университета, Центра изучения проблем вынужденной миграции, Центра изучения культуры в г. Улан-Удэ, Научно-исследовательского центра "Регион" в г. Ульяновск.

С декабря 2002 г. началась реализация этих проектов. Дополнительно сформирована исследовательская группа для проведения анализа влияния трансформации механизмов приема в вузы и финансирования обучения на доступность высшего образования.

См. также более подробный отчет по проекту за 2002 г.

Третий этап проекта (ноябрь 2002 г. - декабрь 2003 г.) состоял в выполнении указанных исследований. НИСП осуществлял мониторинг их выполнения.

23 января 2003 г. в Москве был проведен семинар руководителей исследовательских коллективов, выполняющих данные проекты и членов Экспертного Совета, принимавших участие в оценке проектов, представленных на конкурс. На семинаре были детально обсуждены цели, задачи и методы каждого исследования.

Большая часть задач программы нашла отражение в задачах отобранных проектов, но среди этих задач не были представлены задачи анализа влияния правил приема и оплаты обучения в вузах на доступность высшего образования, а также сравнительного количественного анализа влияния различных социально-экономических и институциональных факторов на доступность высшего образования. Решение этих задач было выполнено Независимым институтом социальной политики при поддержке Фонда Форда в дополнение к 11 вышеуказанным проектам.

27 мая 2003 г. в Москве проведен семинар с участием экспертов по экономике и социологии образования. В сентябре-октябре 2003 года членами Экспертного Совета была проведена углубленная оценка промежуточных результатов реализации нескольких исследовательских проектов и сформулированы рекомендации по обработке и представлению полученных данных. 23 октября 2003 г. состоялся семинар по обсуждению первых итогов реализации проектов. Результаты проектов были оформлены в виде статей.

В ноябре 2003 г. на основе первых результатов проектов подготовлена справка для Центра стратегических разработок "Обеспечение доступности профессионального образования", которая была направлена в Администрацию Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, Минобразования РФ, Государственную Думу. Обобщенные результаты проведенных исследования представлены на заседании рабочей группы по реформированию образования в Центре стратегических разработок, состоявшемся 12 ноября 2003 г. с участием руководителей Администрации Президента РФ и Минобразования РФ. Результаты исследований, выполненных в рамках проекта "Анализ доступности высшего образования для социально уязвимых групп", позволяют сделать следующие итоговые заключения о существующих в нашем обществе различиях в возможностях поступления в вузы, факторах их определяющих и необходимых направлениях образовательной политики.

Высшее образование в России становится нормой, необходимым условием жизни в обществе.

За растущими показателями численности обучающихся в вузах и формального увеличения доступности высшего образования для населения скрываются происходящие здесь процессы дифференциации систем высшего образования. Различие между подсистемами высшего образования обозначилось по линии: "общее образование - специальное образование".

Массовое общее и массовое профессиональное высшее образование являются в настоящее время доступными на бесплатной основе - для молодежи из любых социальных групп при условии хорошей успеваемости в школе, а также на платной основе - для всех, способных продолжать обучение после школы и его оплачивать. Основными мотивами отказа от получения высшего образования являются недостаточные материальные и финансовые ресурсы семьи и недостаточные знания и трудность вступительных экзаменов.

Возможности же получения престижного, элитного образования (общего и профессионального) существенно неравны для лиц из разных социальных групп. Доступ к престижному образованию в значительной степени определяется не только и не столько способностями, проявленными молодыми людьми на вступительных испытаниях, сколько ресурсным потенциалом их семей, который складывается из социального статуса, неформальных связей, денег, места проживания и др. Наиболее важным фактором, влияющим на возможность получения престижного высшего образования, является, согласно оценкам населения, социальный капитал семьи (родственные, корпоративные, статусные связи). За ним следуют доход и место проживания семьи. Различия в уровне дохода существенно влияют на различия в доступности высшего образования. Но эти различия связаны преимущественно с качеством получаемого образования, а не с экономическими условиями обучения (бесплатно или за плату). Территориальный фактор оказывает существенное влияние на доступность высшего образования. В учебных заведениях, расположенных в сельской местности и малых городах, удаленных от вузовского центра региона, качество среднего образования, обычно ниже, чем в учебных заведениях крупных городов. Большинство учебных заведений, расположенных в сельской местности и малых городах, не включены в довузовские подготовительные сети или включены на худших условиях по сравнению со школами в вузовских центрах. В них, как правило, отсутствует профильное обучение, дополнительные предметы. Поэтому учащиеся не имеют возможности получить качественное довузовское образование, не могут воспользоваться льготными условиями приема в вуз, которыми зачастую пользуются выпускники элитных городских базовых школ.

Учащиеся разных учебных заведений четко различаются по устремлениям и возможностям получения высшего образования. Учащиеся средних школ хотят поступать в среднем в более престижные вузы, учащиеся техникумов - в менее престижные, учащиеся техникумов и учащиеся профессиональных училищ - в еще менее престижные.

Несмотря на увеличение за период с 1996 по 2003 г. доли приема инвалидов в общем приеме вузов в 5 раз (с 0,08% до 0,4%), доступ к высшему образованию для многих инвалидов затруднен из-за неприспособленности рядовых вузов для их обучения, неравномерности размещения вузов, осуществляющих программы для инвалидов по территории России, неотлаженности механизмов целевого финансирования их обучения.

Доступность престижного высшего образования затрудняется институциональными барьерами, воздвигнутыми между высшей и средней школой. Преподаватели вузов сознательно воспроизводят разрыв между уровнем и характером знаний, даваемых школой, с одной стороны, и выдвигаемых вузом требований, с другой.

Влияние эксперимента с ЕГЭ и ГИФО на доступность высшего образования пока не проявилось достаточно четко. Но население в целом положительно относится к введению ЕГЭ.

Целенаправленная политика создания преимуществ в получении высшего образования для определенных групп населения может приводить к существенному снижению доступности высшего образования для других граждан, если целевая группа достаточно многочисленна. Об этом свидетельствуют результаты исследования, выполненного в Республике Бурятия. Проводимая в советское время государством политика регулирования национального состава студентов в пользу титульной национальности воспроизводится в настоящее время уже самой системой образования и обусловливает существенное неравенство намерений лиц нетитульной национальности поступать в вуз и существенные различия между структурой студентов разной национальности в государственных вузах и национальной структурой населения региона.

Язык, на котором ведется преподавание в школе и вузе, является существенно менее значимым дифференцирующим фактором в сфере доступности высшего образования, чем социальный капитал, уровень доходов и образования родителей.

Доступность высшего образования определяется возможностями не только поступить в вуз, но и успешно закончить весь курс обучения. Низкий уровень материальной обеспеченности студентов не является ведущим фактором, препятствующим завершению образования. Главной причиной прерывания обучения является неспособность учиться, адаптироваться к нагрузкам и т.п. Но роль экономического фактора - необходимость иметь определенный уровень доходов в семье или зарабатывать на жизнь играет тем большую роль, чем более престижным является выбранный вуз или специальность. В то же время государственная политика в области материальной поддержки студентов неэффективна: размеры стипендии мизерны, практически отсутствует финансовая поддержка наиболее успевающих и целеустремленных студентов, молодых студенческих семей и т.д.

С учетом совокупности социально-экономических факторов доступности высшего образования можно выделить следующие социальные группы, которые находятся в наиболее уязвимом положении:

  • сельские жители и жители малых городов, удаленных от вузовских центров;
  • дети из малообеспеченных семей, в том числе дети инвалидов, безработных, неквалифицированных рабочих;
  • семьи с невысоким образовательным потенциалом родителей;
  • дети мигрантов;
  • выпускники учреждений начального профессионального образования;
  • дети с плохим здоровьем.

Группы населения, обладающие относительно худшими возможностями поступления в вузы концентрируются в непрестижных вузах (педагогических, сельскохозяйственных и др.), на непрестижных факультетах, специальностях с невысоким конкурсом.

Государственная политика выравнивания стартовых возможностей при поступлении в вуз должна развиваться в двух направлениях:

  • выравнивание качества среднего (общего) образования;
  • субсидирование обучения для одаренных представителей социально-незащищенных групп населения на платной основе.
Стратегической задачей является выравнивание качества среднего образования. Это может быть обеспечено:
  • последовательным осуществлением контроля за выполнением образовательных стандартов с помощью механизма ЕГЭ;
  • реализацией программы реструктуризации сельских школ и создания школьных округов;
  • стимулированием создания базовых школ вузов в сельской местности и малых городах;
  • образованием университетских комплексов на базе вузов и учреждений начального и среднего профессионального образования.

В отношении способной молодежи из социально-уязвимых групп населения необходима специальная адресная программа. Государственная политика выравнивания стартовых возможностей для получения высшего образования должна использовать инструменты субсидирования обучения для одаренных представителей социально-уязвимых групп населения на платной основе. Наиболее предпочтительным представляется полное или частичное покрытие расходов лиц из социально-уязвимых групп на обучение на платной основе, используя механизмы образовательных кредитов, государственных возвратных субсидий, повышенных ГИФО и т.п. Необходимо не только сохранение, но и увеличение социальных стипендий для детей из бедных семей, позволяющих обеспечивать их жизнь, а также целенаправленное развитие возможностей совмещения учебы с работой, создание специальных центров по трудоустройству студентов и подбору потенциальных работодателей, который могут кредитовать их обучение.

На четвертом, заключительном этапе проекта с января по июнь 2004 года осуществлялось научное редактирование представленных статей, их доработка авторами и подготовка сборника статей к изданию.

Большая часть выполненных проектов была представлена на международной конференции "Доступность высшего образования: вызовы для стран с переходной экономикой", состоявшейся 29-30 июня 2004 г. в Москве.

Ряд выполненных проектов был представлен на международной конференции "Доступность высшего образования: вызовы для стран с переходной экономикой", состоявшейся в Москве 29-30 июня 2004 г. и профинансированной за счет средств институционального гранта, полученного НИСП от Фонда Форда.

Завершением исследований, проведенных в рамках проекта, стало издание монографии:

Подготовлены также краткие описания результатов исследований, выполненных в рамках проекта.


  
 
Новости | Об институте | Научные программы | Публикации | Региональная программа | English