В начало
В начало
Наши новости
Наши новости

 
Об институте
Об институте

 
Исследования
Исследования

 
Поколения и гендер
 Поколения и гендер

 
Индекс
       потребительских
       настроений

База данных
Региональная
       программа

Региональная программа

Конференции и
       семинары

Конференции и семинары
Публикации
Публикации

 
Контакты и адрес
Контакты и координаты
English
English
Наши партнеры

Независимый институт социальной политики


     

Научные программы / Проекты


ПОВЫШЕНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА В БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ

Руководитель: д.э.н. С.В.Шишкин

Сроки реализации: 1 сентября 2006 г. по 31 августа 2007 г.

Финансирование: Грант МОНФ 15/1-06

Участники: А.Я. Бурдяк, В.Т.Веденеева, Л.Н. Овчарова, А.И. Пишняк, Д.О.Попова, С.В.Сурков

Привлеченные консультанты: В.С.Магун, А.Е.Чирикова

Координатор: Н.Б.Канатова

Постановка проблемы

Реформа оплаты труда выступает необходимым условием повышения эффективности функционирования бюджетного сектора и качества услуг, предоставляемых им населению. Однако системность существующих проблем в организации оплаты труда, высокие издержки и риски «очевидных» путей их решения, делают выбор механизмов проведения реформы чрезвычайно сложным. Необходимым условием результативности реформы является понимание возможностей и ограничений стимулирующего влияния механизмов оплаты труда на эффективность деятельности работников этого сектора и качество предоставляемых ими услуг.

Осмысление таких возможностей сталкивается с недостаточностью наших знаний по целому перечню вопросов:

  • какое место оплата труда в бюджетном секторе занимает в семейных доходах;
  • в каких по типу семьях живут работники бюджетного сектора и каковы их роль и функции в стратегиях экономической активности домохозяйств;
  • какова внутри- и межотраслевая мобильность работников бюджетного сектора, и чем проявляются особенности их образовательных и трудовых биографий;
  • что мы можем сказать о карьерных ожиданиях специалистов, занятых в его отраслях и каковы особенности структуры их мотивов к труду?

Низкий уровень оплаты труда работников бюджетного сектора, широкая распространенность практик получения неформальных доходов, конфликт прежних профессиональных норм и новых ценностей сформировали специфические структуры трудовых мотиваций. Кроме того, двукратное падение реальной зарплаты в бюджетных отраслях в начале рыночных реформ обусловливает восприятие работниками повышения оплаты труда, прежде всего, как справедливый восстановительный рост трудовых доходов, а не как стимул к повышению производительности труда. Это задает ограничения на возможности повысить эффективность и качество работы занятых в бюджетном секторе путем увеличения размеров и изменения принципов оплаты их труда.

Цель и задачи проекта

Целью данного проекта является выявление наиболее полного спектра существующих социально-экономических ограничений повышения оплаты труда в бюджетном секторе и возможностей его стимулирующего влияния на трудовую деятельность.

Для достижения поставленных целей предполагается решить целый комплекс задач, основными среди которых являются следующие:

1. Определение особенностей ролевых функций работников бюджетной сферы в трудовых, репродуктивных и социальных стратегиях домохозяйств.

2. Оценка влияния моделей зарплатообразования в бюджетном секторе на уровень и структуру доходов домохозяйств, в составе которых есть работники бюджетной сферы.

3. Анализ трудовой мобильности, карьерных намерений, профессионального и образовательного роста работников, занятых в бюджетном секторе, посредством изучения трудовых, образовательных и миграционных биографий.

4. Выявление особенностей трудовой мотивации работников бюджетного сектора на примере трудовой мотивации врачей, типологизация различий в структурах их трудовых мотиваций, анализ распространенности различных типов таких структур.

5. Анализ влияния повышения оплаты труда врачей, предусмотренного приоритетным национальным проектом, на объемы и качество их работы и на трудовую деятельность других категорий врачей.

6. Выявление ограничений, которые существующие мотивационные структуры и институты, поддерживающие трудовую мотивацию врачей, накладывают на возможности усиления стимулирующего влияния легальной оплаты труда на качество их работы.

7. Разработка рекомендаций о принципах реформирования механизмов оплаты медицинской помощи и направлениях политики трансформации комплементарных и конкурирующих механизмов мотивации врачей к повышению качества оказываемой медицинской помощи.

8. Типологизация ограничений и возможных эффектов от роста оплаты труда в бюджетном секторе экономики.

Методы реализации проекта

Методика аналитической работы базируется на сочетании приемов вторичного анализа данных для всего бюджетного сектора, первичного сбора и последующего анализа эксклюзивных выборочных качественных и количественных данных, репрезентирующих работников здравоохранения.

В рамках вторичного анализа основным предметом станут экономические и социальные функции работников бюджетной сферы в общей системе распределения ролей на домохозяйственном уровне. На основе индивидуальных данных о типе занятости, профессионально-квалификационном статусе и доходах всех членов домохозяйств в возрасте 15 лет и старше, будет построена типология экономических ролей отдельных членов домохозяйств, что позволит идентифицировать место работников бюджетной сферы в структуре экономической активности домохозяйств.

Посредством применения методов, позволяющих выявлять причинно-следственные связи, и совмещения данных о сфере занятости (бюджетный, небюджетный сектор), демографическом и профессионально-квалификационном статусе, выполняемых социальных функциях в домохозяйстве мы установим значимые связи между социальными и экономическими функциями взрослых в домохозяйстве и отличительные особенности этих функций у работников бюджетного сектора. Анализ будет проводиться как в статическом (на текущий момент) так и динамическом (за период рыночных реформ) аспектах. Последний преимущественно касается исследования образовательных, миграционных и карьерных биографий работников. В частности, для оценки качественных характеристик работников бюджетной сферы будет применен метод анализа трудовых, миграционных и образовательных биографий.

Сбор новых данных предусматривается для рассмотрения экономических и моральных мотивов и стимулов врачей к осуществлению своей профессиональной деятельности с фокусом на мотивации к обеспечению оказания пациентам качественной медицинской помощи. Качество медицинской помощи при этом понимается как уровень соответствия оказываемой врачами помощи нуждам их пациентов и современному уровню медицинских знаний при располагаемых врачами материальных ресурсах.

В качестве экономических стимулов будут рассматриваться получение заработной платы и получение неформальных платежей от пациентов; в качестве моральных стимулов – достижение и сохранение репутации у профессионалов, у пациентов, альтруизм и др. Для сбора первичных количественных данных о структуре трудовых мотиваций будет разработан инструментарий проведения анкетного опроса врачей. Измерение результативности повышения оплаты труда работникам, оказывающим первичную медицинскую помощь, осуществленного с января 2006 года в рамках приоритетного национального проекта, базируется на: (1) методах анализа доступной статистической информации об изменениях в объемах оказываемой первичной медицинской помощи; (2) приемах качественной оценки изменений в первичной медицинской помощи, информация для которой будет получена в ходе интервью и анкетного опроса врачей.

Информационную основу исследования составят: официальные данные государственной статистики; общедоступные масштабные базы микроданных на домохозяйственном уровне (НОБУС, ; эксклюзивные репрезентативные базы микроданных научной программы НИСП, сформированные для целей анализа количественных и ценовых параметров рынка труда; данные специально организованных для целей проекта качественных интервью врачей в трех регионах, включая Москву и регионы со степенью экономического развития на среднероссийском уровне и ниже; первичные данные организованного в рамках проекта анкетного опроса врачей в трех вышеуказанных регионах.

Результаты проекта

Ожидаемые аналитические результаты можно разделить на две группы. С одной стороны, предполагается получить подтверждения или опровержения гипотез, сформулированных на этапе подготовки заявки. С другой стороны, ряд задач предполагается решить для того, чтобы прояснить и оценить эффекты от различных сценариев роста оплаты труда, для определения качественного содержания которых планируется данное научное исследование.

К числу основных проверяемых гипотез отнесены следующие:

1. Низкий средний уровень оплаты труда в бюджетном секторе способствовал снижению качественных характеристик занятых в нем работников, поэтому рост оплаты труда может не оправдать ожиданий быстрого позитивного его влияния на качество оказываемых населению услуг.

2. Низкооплачиваемая занятость в бюджетном секторе гармонизирована с социальной и экономической функцией данных работников в домохозяйстве, поэтому они могут оказаться неспособными ответить на рост оплаты труда повышением его качества и производительности.

3. Существуют различия в экономических моделях поведения и качественных характеристиках работников бюджетной сферы, вступивших на рынок труда до и после рыночных трансформаций.

4. Возможны различные сценарии трансформации схем оплаты труда на уровне организаций и учреждений в результате роста постоянной части заработной платы низкооплачиваемых работников:

  • перераспределение в пользу высокооплачиваемых переменной части фонда оплаты труда, в результате чего эффект от прироста фонда оплаты труда распределится между большинством работников отрасли;
  • средне и высокооплачиваемые работники привлекут дополнительные ресурсы в отрасли за счет неформальных платежей.

5. Для основной части российских врачей характерен внутренний конфликт интересов, порождаемых необходимостью зарабатывать средства, прибегая к получению неформальной оплаты пациентами их услуг, и моральными ценностями оказания всей возможной помощи пациентам. Размеры группы врачей, у которых доминирует ориентация на максимизацию своих доходов, достаточно велики, но эта группа неравномерно представлена среди врачей разных специальностей и в разных типах учреждений. Многочисленной является группа врачей, работающих в массовых учреждениях, у которых превалируют ценности получения справедливой оплаты их труда в сравнении с другими категориями занятых, но слабо выражены мотивы профессионального роста, зарабатывания денег.

6. Повышение зарплаты врачей первичного звена, предусмотренное национальным проектом, воспринимается большей частью из них как восстановление справедливого уровня оплаты их труда, нежели как стимулирующий механизм увеличения объемов и повышения качества их работы.

7. Повышение легальной оплаты труда врачей, даже предусматривающее усиление связи ее размеров с результатами работы, окажет разное влияние на врачей с разными типами структур трудовых мотиваций. Реформирование условий легальной оплаты труда может привести к значительному замещению неформальной оплаты в качестве механизма стимулирования к качественной работе лишь для части групп врачей.

8. Для группы врачей со слабо выраженными мотивами профессионального роста и зарабатывания денег эффект от реформирования условий оплаты труда для повышения качества их работы будет незначительным.

9. Реформирование механизмов оплаты медицинской помощи будет результативным для роста ее качества и эффективности при условии восстановления и развития репутационных механизмов мотивации врачей.

Распространение результатов

Предполагается информирование научной общественности и лиц, принимающих управленческие решения, об основных результатах проекта через систему специально организованных семинаров, презентаций и публикаций в средствах массовой информации. На завершающей стадии будет подготовлен аналитический отчет.

Материалы проекта планируется направить в Администрацию Президента Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство образования и науки РФ. Они также будут также разосланы в ведущие аналитические центры, занимающиеся релевантными проблемами, и опубликованы в виде статей в научной и деловой прессе.




  
 
Новости | Об институте | Научные программы | Публикации | Региональная программа | English