В начало
В начало
О программе
О программе

 
Тематические обзоры
Тематические обзоры

Типология регионов
Типология регионов

 
Портреты регионов
Портреты регионов

 
Интегральные
       индексы

Интегральные индексы
 
Грантовая программа
       в регионах

Грантовая программа в регионах
 

Независимый институт социальной политики


<%Language="VBScript" Response.Write "" %>
  <%Language="VBScript" Response.Write "версия для печати" %>

Социальный атлас российских регионов / Портреты регионов


Магаданская область

Социальные преимущества: относительно высокие доходы населения в формальном секторе экономики; высокая экономическая активность и пониженный уровень безработицы; менее выраженная проблема депопуляции вследствие омоложенной возрастной структуры; максимальная обеспеченность социальной инфраструктурой и жильем из-за сильного миграционного оттока населения.

Социальные проблемы: максимальные миграционные потери в 1990-е годы и сохраняющийся отток населения, особенно из периферийных районов; сжатие сети расселения; слаборазвитая транспортная инфраструктура; истощение ресурсной базы золотодобычи, уязвимость монопрофильной экономики со слаборазвитыми обрабатывающими производствами и рыночными услугами; медленный рост экономики и доходов населения в 2000-е годы; рост нагрузки на бюджет из-за высокой занятости в управлении; снижение образовательного уровня занятых; низкая ожидаемая продолжительность жизни; усиление поляризации экономического развития внутри области; труднодоступность квалифицированной медицинской помощи в периферийных районах, сильное удорожание коммунальных услуг, давняя проблема ветхого и аварийного жилья, не решаемая при малых объемах нового жилищного строительства.


Расселение. Хотя Магаданская область формально не является Заполярьем (ее территория расположена южнее Полярного круга), влияние холодного Охотского моря и горного рельефа делают ее природно-климатические условия крайне суровыми, это территория вечной мерзлоты. Магаданская область – один из наименее заселенных регионов страны наряду с Якутией, Чукотским и Ненецким автономными округами, плотность населения составляет всего 0,3 человека на кв. км. Железные дороги отсутствуют, главную роль в жизнеобеспечении играют Колымская трасса от Магадана до Якутска (с несколькими ответвлениями) и Магаданский порт. Транспортное сообщение со многими поселками осуществляется по автозимникам, с помощью малой авиации, летом по морю.

Присоединение крайнего Северо-Востока к Российской империи началось в XVII веке из Охотского острога, основанного казаками. Местное население – коряки, эвены, чукчи – вели частично оседлый, частично кочевой образ жизни, занимались рыбным промыслом, охотой, оленеводством. Первые русские поселения создавались вдоль побережья Охотского моря – Тауйское зимовье (1653 г.), Ямский острог (1739 г.), Гижигинская крепость (1752 г.), ставшая с 1783 г. уездным городом, просуществовавшим почти 100 лет. Они служили опорными пунктами для сбора ясака, дальнейшего продвижения на восток по побережью и распространения русского влияния на коренные народы.

Только в советский период территория Магаданской области стала заселяться «вглубь». Ее экономическое развитие, как и многих районов нового освоения, тесно связано с разработкой недр, главное богатство которых составляло золото. Магадан, заложенный в 1929 г. и через 10 лет получивший статус города, рос как база снабжения золотых приисков. В основном на Колыме использовался принудительный труд заключенных. В 1932 г. Магадан стал центром СВИТЛага (Северо-Восточного исправительно-трудового лагеря), в конце 1930-х гг. заслужившего «славу» самого жестокого места заключения. Максимальный приток пришелся на годы массовых репрессий (1937-1939 гг.), в 1940 г. численность заключенных превышала 190 тысяч человек. В большинстве своем это были люди, пострадавшие от политических репрессий, а после Великой Отечественной войны добавились бывшие советские военнопленные. До середины 1950-х гг. вся территория современной области управлялась трестом «Дальстрой», созданным спецслужбами (НКВД/МГБ). Заключенные были заняты на строительстве поселений, дорог, добыче золота, олова, вольфрама, угля. Населенные пункты в западной и центральной части области появились как опорные поселения «Дальстроя». Магаданская область в современных границах была создана в конце 1953 г., после смерти Сталина. В советское время в ее состав входил Чукотский автономный округ, ставший самостоятельным субъектом в 1992 г.

С середины 1950-х гг. началось активное промышленное освоение за счет мигрантов, ехавших в Магаданскую область за высокими заработками, которые обеспечивало государство (северные коэффициенты, надбавки и компенсации расходов на переезд по оргнабору). За 1959-1989 гг. численность населения области удвоилась, а Магадан вошел в число больших городов, его население превысило 150 тыс. чел. В постсоветский период финансовая поддержка государства резко снизилась, многие предприятия оказались нерентабельными. Область пережила сильнейший миграционный отток: за 1990-е гг. регион покинуло больше половины населения (табл. 1). Быстрее всего теряли население сельская местность и многочисленные промышленные поселки, удаленные от областного центра и не имевшие альтернативных мест приложения труда после закрытия предприятий. Сеть населенных пунктов существенно сократилась: в 1989 г. в области насчитывалось 34 поселков городского типа, а в 2002 г. – только 28, а из 89 сельских поселений 37 не имели населения.

В 2000-х гг. отток населения продолжался, хотя и менее интенсивно. Более медленно сокращалось население Магадана и ближайших к нему поселков Ола и Сокол (аэропорт Магадана). Жители все более концентрируются в областном центре: за 1989-2010 гг. его доля в численности населения области выросла с 40 до 61%. Кроме Магадана в области есть только ещё один небольшой город – Сусуман, остальное городское население живет в 28 поселках городского типа. Сельских жителей почти не осталось, поэтому доля городского населения достигла максимального значения по стране – 95,6%.

Таблица 1. Численность населения Магаданской области и ее городских поселений по данным Всероссийских переписей населения, тыс. человек
 

1989 г.

2002 г.

2010 г.

2002 г. к 1989 г., %

2010 г. к 2002 г., %

Магаданская область

385,3

182,7

157,0

47

86

городское население

325,6

168,7

149,8

52

89

г. Магадан*

151,7

99,4

95,9

66

96

г. Сусуман

16,8

7,8

5,9

46

76

пгт Ола

10,1

6,8

6,2

67

91

пгт Сокол

8,0

4,7

4,7

59

100

пгт Омсукчан

9,9

4,5

4,2

45

93

пгт Палатка

10,5

4,9

4,2

47

86

пгт Усть-Омчуг

11,3

4,9

3,9

43

80

пгт Ягодное

11,0

5,1

4,2

46

82

сельское население

59,7

14,0

7,2

23

51

* без населенных пунктов, подчиненных его администрации.

В 1990-2000-е гг. многие поселки Магаданской области потеряли «градообразующие» предприятия, обеспечивающие рабочие места, коммунальную, социальную и транспортную инфраструктуру. Уровень жизни населения в этих поселках низок, поддержка их жизнеобеспечения ложится на областной бюджет. Часть поселков официально признана закрывающимися, их жителей должны отселять, предоставляя за счет федерального бюджета субсидии на покупку жилья в других районах области или за ее пределами. Переселение из остальных неперспективных поселков возможно только за счет областного бюджета. Однако из-за недостатка финансирования оно идет очень медленно, всего в области в очереди стоят более 11 тыс. семей.

Демография. В 1990-х и в 2000-х гг. рождаемость в области незначительно превышала среднероссийский уровень благодаря более молодой возрастной структуре населения. Однако общий для страны тренд роста рождаемости в конце 2000-х в Магаданской области выражен слабо: он начался с опозданием и не был устойчивым (рис. 1). Больший вклад в стабилизацию естественной убыли населения, нараставшей с 1999 г., внесло сокращение смертности в последние два года, хотя после почти 10 лет роста смертности из-за постарения населения трудно судить о том, насколько устойчива эта тенденция.

Рис. 1. Общие коэффициенты рождаемости и смертности в Магаданской области и РФ, промилле

Среди регионов Дальнего Востока Магаданская область ближе к регионам южной зоны по уровню и динамике естественной убыли, чем к территориям Крайнего Севера (рис. 2), хотя возрастной состав ее населения моложе, чем, например, в Амурской области или Хабаровском крае. Возрастная структура населения Магаданской области имеет типичные черты регионов Крайнего Севера: выше доля трудоспособных (66,6% в 2009 г.) и меньше доля пожилых возрастов (16,4%, в среднем по РФ – 21,6%), однако она быстро растет, поскольку пенсионеры менее мобильны по сравнению с трудоспособным населением.

Рис. 2. Естественный прирост (убыль населения) в регионах Дальнего Востока, промилле

Ожидаемая продолжительность жизни в Магаданской области растет со второй половины 2000-х гг., но намного медленнее, чем в среднем по РФ и в соседних регионах. Этот показатель остается одним из самых низких на Дальнем Востоке и среди всех регионов Крайнего Севера России (64 года в 2009 г.). На долголетии жителей области негативно сказываются не только неблагоприятные климатические условия, но и снижение уровня жизни населения, недостаток квалифицированной медицинской помощи в труднодоступных отдаленных поселениях. Другой важный социально-демографический индикатор – уровень младенческой смертности. В Магаданской области в последние 20 лет он постепенно снижался (с 17,4 до 9,4 на 1000 родившихся). На среднероссийском фоне (7,5 на 1000 родившихся) уровень младенческой смертности в области повышен, но это характерная черта большинства дальневосточных регионов, обусловленная более низкой доступностью медицинских услуг.

В 1990-е гг. государство резко сократило инвестиции в развитие Крайнего Севера и дотации на поддержку уровня жизни его жителей. Ухудшившаяся экономическая ситуация, обесценивание высоких северных доходов в условиях сильной инфляции лишили Магаданскую область привлекательности в качестве места проживания и сделали регион зоной сильного миграционного оттока. В первой половине 1990-х гг. ежегодно численность населения области убывала на 6-7%, в 1996-2000 гг. – на 2-2,5%, за двадцать лет миграции уменьшили численность населения области почти на 60%. Среди всех российских регионов больше (в процентном отношении) уехало только с Чукотки - почти 70%.

В разных районах Магаданской области демографическая ситуация различается. Из наиболее удаленных периферийных районов с затрудненным транспортным сообщением и наименее благоприятными природно-климатическими условиями (Среднеканский, Северо-Эвенский, Омсукчанский) продолжается интенсивный отток жителей. В ряде районов он сопровождается еще и сильной естественной убылью населения. В Магадане и двух прилегающих к нему районах на юге области (Ольский, Хасынский) миграционная убыль в 7-10 раз меньше, чем в самых северных районах (рис. 3). В областной центр и районные поселки переезжает население из так называемых неперспективных поселений.

Рис. 3. Естественный и миграционный прирост (убыль) в муниципальных образованиях Магаданской области в 2010 г., промилле

По этническому составу Магаданская область отчасти похожа на своих соседей – Хабаровский и Камчатский края. Русские составляют 80% населения, традиционно высока для северных и дальневосточных регионов доля украинцев (почти 10%), приехавших на заработки в период активного промышленного освоения. Доля коренных малочисленных народов Севера (эвены, ительмены, коряки и пр.) невысока - по переписи 2002 г. около 5 тыс. человек, или 2,7% населения области, в основном они проживают в Ольском и Северо-Эвенском районах.

Экономика. Уровень экономического развития региона оценивается по показателю валового регионального продукта на душу населения, но для регионов Крайнего Севера и Северо-Востока страны необходима корректировка этого показателя с учетом гораздо более высоких цен (фактор северного удорожания). Разработанный Росстатом коэффициент стоимости фиксированного набора товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений корректирующую функцию выполняет не слишком хорошо – он явно занижен для удаленных северных регионов, особенно дальневосточных. По этой причине до середины 2000-х гг. Магаданская область была одним из лидеров на Дальнем Востоке по уровню душевого ВРП (с корректировкой на коэффициент стоимости Росстата), превышавшего средний по стране.

Следствием сильнейшей депопуляции стала стагнация экономики, в течение последнего десятилетия реальный объем ВРП практически не увеличивался (за 2000-2009 гг. – всего на 4%, это минимальный рост среди субъектов РФ). На экономическое развитие области негативно влияет целый комплекс удорожающих факторов – слабая заселенность, неразвитость инфраструктуры, удаленность, неблагоприятные природно-климатические условия. В рыночной экономике востребована только добыча ресурсов, другие сектора слаборазвиты. Добыча полезных ископаемых дает около пятой части ВРП (в т.ч. 80% - добыча руд цветных металлов). В структуре ВРП очень высока доля государственного управления и обеспечение военной безопасности, доля госуправления в ВРП особенно быстро росла в 2005-2008 гг. (с 8 до 20%) вместе с повышением оплаты труда чиновников. Такую же динамику имеют только слаборазвитые республики РФ. Важнейшей отраслью промышленности области является добыча драгоценных металлов (золото, серебро), а рыбная отрасль (вылов и переработка рыбы, в том числе лососевых пород, и морепродуктов) менее значима. Для сравнения, в соседнем Камчатском крае все наоборот – лидирует рыбная отрасль, а добыча платины в Корякском АО является второй по значимости. Обрабатывающая промышленность технологически связана с горнодобывающей: это производство приборов и горного оборудования на Магаданском механическом заводе, взрывчатых веществ на заводе «Колымавзрывпром», глубокая переработка добываемого золота и серебра на Колымском аффинажном заводе. Разработка месторождений требует больших энергозатрат, в электроэнергетике региона преобладают гидростанции (Колымская ГЭС, строящаяся Усть-Среднеканская ГЭС). Местное значение имеет добыча каменного угля в Сусуманском районе.

Состояние единственной наиболее значимой отрасли – добычи золота и серебра – определяет динамику промышленного производства (рис. 4). Его спад в 2000-х гг. на фоне промышленного роста в стране обусловлен отработкой крупных золоторудных месторождений (Кубака, Наталкинское) и снижением выработки электроэнергии. После кризисного спада в начале 1990-х объем промышленного производства восстановился в 2002 г. до 63% от уровня 1990 г., но за 5 последующих лет сократился до 43%, это минимальный уровень за весь постсоветский период.

Рис. 4. Динамика промышленного производства в регионах Дальнего Востока, % к 1990 г.

Золото в Магаданской области добывают из россыпей и рудных месторождений, их разведанные запасы составляют, соответственно, 11 и 15% от общероссийских. По запасам и добыче серебра регион занимает первое место в мире. Золото и серебро добываются во всех районах области, но больше всего в Сусуманском, Ягоднинском, Омсукчанском. Добыча драгоценных металлов ведется российским крупным бизнесом (ОАО «Полюс Золото», ОАО «Полиметалл»), региональными собственниками (ОАО «Сусуманзолото», ГДК «Берелех» и пр.), совместными предприятиями с иностранным участием и артелями. Крупные горно-обогатительные комбинаты играют градообразующую роль для горняцких поселков, но в отрасли действует и множество предприятий малого бизнеса – старательских артелей, в которых вахтовым методом работают приезжающие на заработки из других регионов страны. Индивидуальное предпринимательство в этой сфере – так называемое вольноприносительство – запрещено федеральным законодательством. К тому же россыпная золотодобыча в небольших масштабах низкорентабельна, но индивидуальные старатели моют золото нелегально, создавая тем самым его незаконный оборот. Основная проблема золотодобывающей отрасли – истощение сырьевой базы, особенно россыпного золота. На ряде месторождений сейчас отрабатываются уже не первоначальная порода, а техногенные отвалы, в которых есть остаточное содержание драгметалла. В целом за 2000-е гг. добыча золота в регионе сократилась вдвое – с 30 до 15 тонн, и только в 2009-2010 гг. наметилась тенденция к небольшому росту.

Приток инвестиций в экономику Магаданской области также обеспечивает в основном золотодобывающая промышленность, которой необходима масштабная геологоразведка для пополнения истощенной сырьевой базы. Реализуются также энергетические проекты для горнодобывающей отрасли (строительство Усть-Среднеканской ГЭС на р. Колыме). В период экономического роста область занимала 4-5-е место в Дальневосточном федеральном округе по объему инвестиций на душу населения, но с учетом фактора удорожания реальные показатели были заметно ниже среднероссийских. При этом более половины инвестиций поступало из регионального и федерального бюджетов. В период кризисного инвестиционного спада 2009-2010 гг. объем инвестиций в Магаданскую область сократился на треть от уровня 2008 г.

Суровые природно-климатические условия делают территорию Магаданской области малопригодной для ведения сельского хозяйства. Небольшое пригородное сельское хозяйство (птицефабрика, свиноводство, производство картофеля) дополняется оленеводством – традиционным видом деятельности эвенков в Северо-Эвенском районе, эта отрасль дотируется из областного бюджета.

Объемы жилищного строительства в Магаданской области очень малы, она сильно отстает от всех дальневосточных регионов, кроме Чукотского АО. Ежегодно вводится только около 100 кв. м на 1000 человек населения (рис. 5). В начале 2000-х гг. жилье практически не строилось (по 40-70 квартир в год). В некоторых районах Магаданской области (Среднеканский, Тенькинский, Ягоднинский) за последние четыре года не было построено ни одного метра жилья. Такая же ситуация с жилищным строительством типична для других регионов Крайнего Севера с сильным миграционным оттоком населения (Мурманской области, Чукотки).

Рис. 5. Ввод жилья в регионах Дальнего Востока, кв. м на 1000 человек

Более 85% ввода нового жилья и 3/4 оборота розничной торговли концентрируется в Магадане, что выше его доли в численности населения региона (рис. 6). В то же время основной объем инвестиций и строительства идет за пределы областного центра, в экономику районов золотодобычи.

Рис. 6. Удельный вес г. Магадана в экономических показателях Магаданской области в 2009 гг., %

Налоги горнодобывающих предприятий формируют около трети налоговых доходов консолидированного бюджета области. Однако собственных источников бюджетных доходов у Магаданской области мало, ее бюджет более чем наполовину дотационен и наполняется за счет федеральных трансфертов, в основном дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Более высокий уровень дотационности на Дальнем Востоке имеют только Камчатский край и Еврейская автономная область (табл. 2).

Таблица 2. Доля перечислений из федерального бюджета в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа, %

Субъекты РФ

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Камчатский край

58

64

64

Еврейская автономная область

52

57

53

Магаданская область

56

56

53

Республика Саха (Якутия)

40

51

46

Приморский край

34

53

42

Амурская область

43

42

39

Чукотский автономный округ

64

50

35

Хабаровский край

23

28

26

Сахалинская область

31

21

24

Занятость и рынок труда.Уровень экономической активности населения Магаданской области (77%) – максимальный в стране после Чукотского АО и значительно выше среднероссийского (68%). Это типичная черта всех северных регионов, обусловленная более высокой долей населения в трудоспособном возрасте, повышенной активностью на рынке труда женщин и пенсионеров. Структура занятости типична для ресурсодобывающих регионов со слабым развитием остальных секторов экономики: повышена занятость в добывающей промышленности, производственной инфраструктуре, на транспорте (табл. 3). Но в Магаданской области чрезвычайно высока и занятость в госуправлении. За период 2000-х гг. занятость в отраслях реального сектора сократилась как в абсолютном выражении (из-за миграционного оттока), так и в относительном, «избыточных» работников аккумулировали сфера рыночных услуг и госуправление. Численность управленцев выросла в 1,4 раза, сейчас в этой сфере занято почти 13% работающих. Слабое развитие обрабатывающих производств обусловило очень низкую долю занятых в них, хотя в целом занятость в промышленности в Магаданской области такая же, как в среднем по РФ: добыча драгметаллов трудоемка.

Таблица 3. Изменение структуры занятых по видам экономической деятельности, %

Виды экономической деятельности

Магаданская область

Российская Федерация

2000 г.

2009 г.

2000 г.

2009 г.

Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство

4,9

3,7

14,1

10

Добыча полезных ископаемых

10,3

9,1

1,7

1,5

Обрабатывающие производства

6,0

4,4

19,1

15,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

7,2

6,6

2,9

2,8

Строительство

6,1

5,9

6,7

7,8

Оптовая и розничная торговля, гостиничные услуги и пр.

12,1

15,7

15,2

19,7

Транспорт и связь

13,1

10,1

7,8

8

Госуправление, обеспечение военной безопасности*

9,5

12,7

4,8

7,9

Образование

8,6

8,6

9,3

8,8

Здравоохранение

8,1

8,9

6,8

7

Другие виды деятельности

14,1

14,3

11,6

11,1

* данные за 2000 и 2008 гг.

Препятствием для экономического развития Магаданской области является отток квалифицированных работников, который приводит к негативным изменениям образовательной структуры занятых (табл. 4). С 2004 г. по 2009 г. уровень образования занятого населения Магаданской области снизился: сократилась доля работников с высшим и, особенно, со средним профессиональным образованием, а доля занятых, не имеющих специального образования возросла. Значительно выросла и доля имеющих рабочие специальности (начальное профобразование), их основное место приложения труда – предприятия горнодобычи.

Таблица 4. Структура занятого населения Магаданской области по уровню образования в 2004 г. и 2009 г., %

Высшее (включая незаконченное)

Среднее профессиональное

Начальное профессиональное

Среднее общее

Основное и начальное

2004 г.

2009 г.

2004 г.

2009 г.

2004 г.

2009 г.

2004 г.

2009 г.

2004 г.

2009 г.

РФ

25,6

28,2

26,3

27,1

17,6

18,9

23,2

20,9

7,3

4,9

ДВФО

26,2

26,3

28,2

26,2

15,7

19,6

22,5

21,9

7,5

6

Магаданская область

29,2

27,6

34,4

25,6

4,7

12,7

26,7

31,7

5,1

2,4

Проблема безработицы была наиболее острой в конце 1990-х – начале 2000-х гг., когда уровень безработицы, учитываемой по методологии МОТ, достигал 20% (рис. 7). В середине 2000-х гг. ситуация нормализовалась за счет продолжающегося миграционного оттока населения и постепенного переселения жителей из поселков, в которых почти не осталось мест приложения труда. Но достоверность статистики безработицы в регионах с высокой долей теневой экономики (старательская золотодобыча, рыболовство) явно недостаточна.

Рис. 7. Уровень безработицы по методологии МОТ в северо-восточных регионах РФ, %

Социально-экономическое положение домохозяйств. Заработки на Севере выше, поэтому по уровню доходов населения Магаданская область опережает большинство регионов Дальнего Востока. Соотношение душевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума составляет 290%, выше оно только в нефтегазодобывающей Сахалинской области и на Чукотке (рис. 8). Но Магаданская область заметно отстает от среднероссийского показателя (330%). При этом за период экономического роста 1999-2007 гг. реальные доходы населения Магаданской области выросли всего в 1,5 раза (в среднем по стране – в 2,5 раза).

Рис. 8. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионах Дальнего Востока, %

Во всех ресурсодобывающих северных регионах в структуре доходов населения высока доля заработной платы. В Магаданской области вклад заработной платы в формирование доходов (68%) – один из самых высоких в стране после Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов. При этом в Магаданской области доля скрытой заработной платы в доходах населения очень низка – только 9% (в среднем по регионам Дальнего Востока – 19%, а по России – 28%). Достоверность этих цифр относительна, но все же в горнодобывающих регионах теневая экономика имеет меньшие масштабы, чем в регионах со специализацией на добыче лесных и рыбных ресурсов, рекреации и агросекторе.

Средняя заработная плата в Магаданской области в 1,75 раза выше среднероссийской и в 1,4 раза – средней на Дальнем Востоке. Но эта разница почти полностью «съедается» высокими ценами на потребительские товары, которые ввозятся издалека через морской порт Магадана, и тарифами на жилищно-коммунальные услуги. Стоимость фиксированного набора товаров и услуг в 1,5 раза превосходит среднюю по стране, хотя по сравнению с Камчаткой и Чукоткой цены в Магаданской области все же ниже.

Наиболее высоко оплачивается занятость в финансовом секторе и госуправлении (табл. 5). Темпы роста оплаты труда в госуправлении значительно опережали рост средней заработной платы по области, замедление произошло только в конце 2000-х гг. В отраслях, связанных с добычей и переработкой драгоценных металлов, в рыболовстве и на транспорте уровень оплаты труда также достаточно высок по сравнению с другими сферами приложения труда.

Таблица 5. Средняя заработная плата по видам экономической деятельности, к средней по экономике области, % (в среднем по экономике = 100)

Виды экономической деятельности

Магаданская область

Российская Федерация

2002 г.

2008 г.

2010 г.

2008 г.

Сельское и лесное хозяйство

57

60

56

49

Рыболовство, рыбоводство

96

102

136

113

Добыча полезных ископаемых

104

109

138

192 (133)*

Обрабатывающие производства, из них

112

76

90

93

производство пищевых продуктов

124

77

н.д.

81

металлургическое производство

155

109

н.д.

105

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

99

95

95

110

Транспорт и связь

103

100

102

120

Оптовая и розничная торговля и пр.

61

58

73

86

Финансовая деятельность

342

228

221

242

Научные исследования и разработки

106

112

н.д.

144

Государственное управление, обеспечение военной безопасности

124

145

128

123

Образование

69

66

55

65

Здравоохранение и социальные услуги

72

72

60

75

* В скобках указано значение для добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Внутрирегиональные различия в оплате труда наиболее существенны в обрабатывающей промышленности и добыче полезных ископаемых (рис. 9). Оплата труда в бюджетном секторе региона более выровнена. Магадан по уровню заработной платы не выделяется на фоне других муниципалитетов, заработная плата в районах золотодобычи (Сусуманском, Северо-Эвенском, Омсукчанском, Ягоднинском) сопоставима или выше. Областной центр выделяется только более высокой оплатой труда управленцев. В Хасынском районе заработки выше, т.к. здесь находится завод взрывчатых веществ и аффинажный завод.

Рис. 9. Заработная плата в муниципальных образованиях Магаданской области по видам экономической деятельности в 2010 г., % к средней по экономике

Уровень бедности населения Магаданской области ниже, чем во всех остальных регионах Северо-Востока, но превышает средний по стране (рис. 10). В 2009 г. доходы ниже прожиточного минимума имели более 16% населения области (в среднем по РФ – 13%). Показатель быстро сокращался в начале 2000-х гг., но затем замедление ежегодного роста реальных денежных доходов населения (1,5-3% в 2004-2007 гг.) привело к стагнации уровня бедности. В Магаданской области, как и в других северных регионах, наиболее уязвимо материальное благосостояние групп населения, не связанных с рынком труда: пенсионеров, инвалидов, безработных, детей. Эти группы особо нуждаются в социальной поддержке в условиях Крайнего Севера, поскольку слабая заселенность, большие расстояния, неразвитая инфраструктура и неблагоприятные природно-климатические условия затрудняют возможности самозанятости. Однако душевые расходы бюджета Магаданской области на социальную политику в конце 2000-х гг. составляли 90-95% от среднероссийского уровня (с учетом ценовых различий).

Рис. 10. Уровень бедности в северо-восточных регионах РФ, %

Социальная инфраструктура (здравоохранение, образование, ЖКХ). Развитие социальной сферы в Магаданской области сталкивается с двумя главными проблемами. Первая связана с особенностями расселения – редкой сетью поселений. Даже в маленьких поселках необходимо содержать объекты базовой социальной инфраструктуры (детские сады, школы, медицинские учреждения), дорогостоящее коммунальное обслуживание этих объектов требует больших затрат муниципальных бюджетов. Удаленность и труднодоступность многих населенных пунктов объективно затрудняет оптимизацию сети. В результате число больничных коек в Магаданской области достигает 148 на 10 тыс. человек (2-е место среди регионов страны после Чукотки), а мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в 1,5 раза выше среднероссийской. Реорганизация сети учреждений социальной сферы возможна только при активном содействии переселению из мелких поселков и концентрации населения в более жизнеспособных и крупных населенных пунктах.

Вторая проблема, обострившаяся из-за массового миграционного оттока населения, состоит в нехватке квалифицированного медицинского персонала. Она особенно остра за пределами областного центра. В целом по области обеспеченность врачами (55,3 на 10 тыс. населения) выше среднероссийской (50,1 на 10 тыс. населения), но в ряде районов (Тенькинский, Хасынский, Ольский, Сусуманский, Омсукчанский) показатель в 1,7-2,7 раза ниже (19-30 врачей на 10 тыс. населения). Обеспеченность средним медперсоналом, как и в других слабозаселенных регионах Крайнего Севера, высокая (154,2 на 10 тыс. населения), по этому показателю Магаданская область занимает 2-е место в РФ: на большой редко заселенной территории фельдшерско-акушерскими пунктами располагают даже небольшие поселки. Региональные власти пытаются смягчить проблему нехватки врачей за счет привлечения молодых специалистов из других дальневосточных регионов, им предлагают служебное жилье и повышенную оплату труда.

Все северные регионы отличаются очень высоким охватом детей дошкольным образованием. Магаданская область не является исключением, почти 75% детей дошкольного возраста посещают детские сады, хотя за последние 20 лет в области было закрыто три четверти этих учреждений. Проблема нехватки мест как в садах, так и в школах, постепенно решается «естественным» путем – население продолжает уезжать из региона. Доля школьников, обучающихся во вторую смену, за 1990-2009 гг. уменьшилась почти втрое (с 35,9 до 12,8%), при этом сеть школ за этот же период сжалась почти в 2,5 раза.

Сеть средних специальных учебных заведений также сокращается (в середине 1990-х гг. их было 6, сейчас осталось 4). После значительного роста в начале 2000-х гг. снижается и численность учащихся средних специальных учебных заведений. Высшая школа представлена в области единственным вузом (Северо-Восточный государственный университет) и шестью филиалами вузов других регионов (из них половина – негосударственные). Но численность студентов на 1000 населения очень высока, ее взрывной рост за последние 15 лет – в 5,8 раза (до 685 человек на 10 тыс. населения в 2009/2010 учебном году) – вывел Магаданскую область на 4-е (!) место в РФ. По этому показателю область опережает даже такие ведущие центры высшей школы, как Новосибирск и Хабаровск. Статистический "фантом" вовсе не означает, что область стала ведущим вузовским центром страны, просто молодежь стала реже уезжать на учебу в другие регионы – слишком дорого.

Высокая обеспеченность жильем в Магаданской области (27,5 кв. м на одного жителя) – также следствие миграционных потерь 1990-2000-х гг. Формальные показатели благоустройства жилья очень высоки: более 85% жилфонда обеспечено всеми коммунальными удобствами, нет только газификации. Однако состояние жилищного фонда хуже, чем в других регионах, более 11% жилья признано ветхим и аварийным (выше этот показатель только в Дагестане, Ингушетии, Тыве и Якутии), а новое жилье в области последние 20 лет практически не строилось. В 2009-2010 гг. регионам выделялись средства из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ на решение проблемы ветхого и аварийного жилищного фонда, однако в Магаданской области эти перечисления составляли только 1% доходов регионального бюджета (в ряде регионов Центрального федерального округа эта доля доходила до 5%, хотя проблема ветхого жилья там не столь остра).

Длительный отопительный сезон, очень низкие зимние температуры и работа предприятий ЖКХ на привозном топливе – основные причины высоких тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Тарифы на отопление в Магаданской области превышают среднероссийские в 2,3 раза, на горячее водоснабжение – в 1,7 раза, в последние годы они росли опережающими темпами. На Камчатке при столь же высоких тарифах почти треть населения получает социальную помощь (субсидии) на оплату ЖКУ, однако в Магаданской области доходы населения в целом выше, чем на Камчатке, в большей степени сосредоточены в формальном, а не в теневом секторе экономики, поэтому субсидии получают только 6% семей. Население оплачивает только две трети затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг, остальное дотируется из регионального бюджета. В результате на поддержку ЖКХ тратится около четверти всех средств областного бюджета, это самая большая статья расходов.

В целом Магаданская область – регион, в котором сконцентрированы наиболее типичные проблемы социально-экономического развития территорий Крайнего Севера. Экономика области базируется на природных ресурсах, но привлечение крупных инвестиций частного бизнеса затруднено вследствие неблагоприятных природно-климатических условий, сильной удаленности от экономических центров страны, слаборазвитой инфраструктуры, высоких тарифов на коммунальные услуги. Сильнейший миграционный отток привел к сжатию сети расселения, снижению человеческого капитала, нехватке квалифицированных кадров, росту нагрузки на бюджет из-за увеличения доли населения, зависящего от государственной поддержки. Магаданской области не хватает собственных ресурсов на преодоление социальных проблем, ставших следствием экстенсивного типа освоения советских лет. Как показывает опыт регионов Крайнего Севера других стран, устойчивое развитие таких территорий во многом стимулируется центральным правительством (государственными инвестициями, активной политикой на рынке труда). Однако сжатие обитаемого пространства неизбежно, поскольку в рыночной экономике неэффективные виды деятельности неконкурентоспособны. Это процесс уже идет, но с очень большими издержками для населения.

Интегральные индексы. Повышенный уровень ВРП и охвата населения образованием обеспечил Магаданской области место в третьем десятке в рейтинге регионов по индексу развития человеческого потенциала . Благодаря невысокой безработице и относительно высокой покупательной способности доходов населения индекс качества жизни в Магаданской области в первой половине 2000-х гг. был на уровне, близком к среднероссийскому. В рейтинге регионов по индексу инновативности Магаданская области находилась в середине ряда, поскольку при более слабом развитии научной и научно-технической составляющей имела высокий удельный вес студентов вузов и охват населения Интернетом (за счет высокой концентрации жителей в областном центре).


  
 
Новости | Об институте | Научные программы | Публикации | Региональная программа | English