В начало
В начало
О программе
О программе

 
Тематические обзоры
Тематические обзоры

Типология регионов
Типология регионов

 
Портреты регионов
Портреты регионов

 
Интегральные
       индексы

Интегральные индексы
 
Грантовая программа
       в регионах

Грантовая программа в регионах
 

Независимый институт социальной политики


<%Language="VBScript" Response.Write "" %>
  <%Language="VBScript" Response.Write "версия для печати" %>

Социальный атлас российских регионов / Интегральные индексы


Индекс инновативности

В зарубежных исследованиях инновационная составляющая развития оценивается в составе комплексных индексов конкурентоспособности, существуют также и специализированные инновационные индексы. К первым относятся индексы, разработанные Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum): макроэкономической конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index — GCI), микроэкономической конкурентоспособности, или конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index — BCI), развитости коммуникационной среды (Networked Readiness Index — NRI); индекс технологических достижений UNDP (Technology Achievement Index — TAI). К специализированным индексам относится индекс способности к инновациям (Innovation Capacity Index), также разрабатываемый Всемирным экономическим форумом. Во всех этих индексах приоритетное направление оценки — через реально существующие достижения, измеряемые путем опросов и (или) с помощью объективных статистических показателей. Обычно используются показатели количества патентов США, числа ученых и инженеров, занятых исследованиями и разработками, применяются и косвенные индикаторы, например, число студентов. Косвенным индикатором можно считать и индекс развитости коммуникационной среды.

В России использование прямых индикаторов затруднено из-за низкой достоверности статистики инновационной деятельности и отсутствия многих показателей в региональном разрезе. Эта проблема рассмотрена в разделе «Методика». В обновленной версии представлены две методики оценки инновативности. В новой методике более широко использована статистика инноваций, хотя она крайне несовершенна. Старая методика в большей степени использует косвенные показатели, отражающие «готовность» социально-экономической среды к инновациям. Несмотря на различия в наборе индикаторов, рейтинги регионов не сильно отличаются друг от друга. Это связано с тем, что инновативность регионов зависит от унаследованных факторов развития.


Методики оценки

Старая методика. В ней были выделены две группы индикаторов:

  1. базовые факторы, способствующие формированию более инновативной среды (урбанизированность, качество населения, модернизированность структуры экономики);
  2. состояние информационно-коммуникационной среды, для оценки которого использованы показатели распространения новейших видов связи и информации, применяемые в международных методиках (например, в индексах, разработанных Всемирным экономическим форумом, индексе технологических достижений Программы развития ООН).

В число базовых факторов входят:

  • доля населения, проживающего в крупных городах (с населением 250 тыс. человек и более по классификации Госстроя);
  • численность студентов государственных вузов на 10 тыс. человек населения;
  • доля занятых в науке от занятых в сфере услуг;
  • ВРП в сфере услуг на душу населения;
  • ВРП в науке и научном обслуживании на душу населения.

Более высокая доля крупногородского населения характеризует инновативность в самом общем виде: инновационный потенциал региона увеличивается благодаря концентрации в крупных городах вузов и более образованного населения, модернизации городской среды и ее повышенной конкурентоспособности. Развитая система высшего образования (показатель численности студентов государственных вузов) отражает образовательный потенциал новых поколений и наличие центров исследований и разработок, связанных с высшими учебными заведениями. Показатели занятости в науке и объема ВРП, произведенного в секторе услуг и науке, в совокупности позволяют (хотя и с некоторыми оговорками) оценить сдвиги экономики и рынка труда региона в направлении постиндустриального развития.

Инновативность информационной и коммуникационной среды оценивается с помощью широко применяемых индикаторов:

  • уровень проникновения сотовой связи в регион;
  • уровень интернетизации региона.

Нормирование показателей осуществлялось по формуле линейного масштабирования:
, где

X — значение показателя;
Xmax, Xmin — установленные максимальное и минимальное значения показателей (референтные, или реперные, точки).

При установлении референтных точек для некоторых индикаторов учитывались значения по странам мира, для других принималась во внимание динамика в предыдущие годы и размах реальных значений. Подобранные реперные точки и реально наблюдавшиеся региональные значения показателей в 2002 г. приведены ниже (табл. 1).

Таблица 1. Референтные точки и полярные значения индикаторов

Индикаторы

Референтные точки

Региональные различия в 2002 г.

Кратность, раз

max

min

max

min

1. Доля крупногородского населения (свыше 250 тыс.) в населении региона, %

100

0

99,8

0

2. Число студентов государственных вузов на 10 тыс. населения, человек

1100

0

805

0

3. Доля занятых в науке от занятых в сфере услуг, %

25

0

9,5

0

4. ВРП в сфере услуг на душу населения, руб.

110000

1000

103145,8

4716,9

21,9

6. ВРП в науке и научном обслуживании на душу населения, руб.

3200

0

3114,3

0

7. Уровень проникновения сотовой связи в регион, %

100

0

63,0

0

8. Уровень интернетизации региона, %

60*

0

26,1**

1,0**

26,1


* Максимальный уровень интернетизации по миру в 2001 г. (показатель Исландии).
** Региональные различия в 2001 г.

При агрегировании нормированных индикаторов применялась двухступенчатая система. Сначала находилось среднее значение из показателей душевого ВРП в секторе услуг и душевого ВРП в науке, затем бралось среднее арифметическое из полученных 6 компонентов.
, где

A — индекс доли крупногородского населения;
B — индекс численности студентов государственных вузов;
C — индекс доли занятых в науке от занятых в секторе услуг;
D — индекс душевого ВРП в секторе услуг;
E — индекс душевого ВРП в науке и научном обслуживании;
F — индекс уровня проникновения сотовой связи;
G — индекс интернетизации.

Для Московской и Ленинградской областей, не имеющих собственных городов-центров, но тесно связанных с федеральными городами, показатели доли крупногородского населения рассчитывались от общей численности населения двух субъектов (области и федерального города). Расчет индекса инновативности по данной методике проводился по данным 2002 и 2005 гг.

Новая методика. В ней максимально использована существующая статистика инвестиций с предварительной оценкой ее достоверности. Разработка новой методики во многом обусловлена изменением системы статистического учета: в новом классификаторе ОКВЭД отрасль «наука и научная деятельность» не выделяется как самостоятельный вид деятельности и включена в раздел «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг». В результате невозможно рассчитать базовые показатели, использовавшиеся в старой методике - долю расходов на науку и научную деятельность в ВВП и долю занятых в науке и научном обслуживании. Найти адекватную замену исчезнувших показателей для оценки инновативности непросто, это показывает анализ достоверности других индикаторов.

Проблема отсутствия адекватной статистической информации в инновационной сфере стоит еще острее, чем в других сферах экономической деятельности. Большинство показателей Росстата и Министерства образования, характеризующих инновационную деятельность в регионах, непригодны для использования, поскольку они дают труднообъяснимую картину. Например, по числу использованных передовых технологий, соотнесенных с экономически активным населением, лидируют Тульская область и республика Удмуртия, а по доле инновационной продукции в общем объеме всей отгруженной продукции после Самарской области идет республика Адыгея. В первую очередь, это связано с отсутствием стандартов, какая продукция может называться инновационной. По официальному определению к инновационной продукции может относиться как высокотехнологичное оборудование, так и немного усовершенствованная продукция.

Большие трудности связаны с оценкой финансирования инноваций. Единственный показатель, представленный в статистике – душевые затраты на технологические инновации. Этот показатель год от года очень сильно изменяется по регионам (рис.1). Это связано с тем, что технологические инновации в промышленности связаны с приобретением машин и оборудования, на данный вид затрат приходится более 80% от всех затрат в отрасли, а обновление фондов на предприятиях регионов нестабильно.

Рис. 1. Затраты на технологические инновации (руб. на человека)

Уровень информационно-коммуникационной среды в регионах оценивался по развитости в регионе сети Интернет. Для оценки уровня интернетизации российских регионов была использована методика Ю.Ю. Перфильева (Ю.Ю. Перфильев. Российское Интернет-пространство: развитие и структура. Москва, 2003 г.). Месячная аудитория Интернета (по данным фонда «Общественной мнение» – 26,1 млн.чел) была принята за 100% и на основе данных с сервера spylog.ru, на котором можно найти распределение долей интернет–пользователей по основным российским городам (около 300), было посчитано абсолютное количество пользователей по центрам субъектов РФ, которое потом было соотнесено с численностью населения в этих центрах. Полученный показатель (доля пользователей от всего населения центра) определил уровень интернетизации, который был использован для оценки всего региона (рис.2).

Рис. 2. Уровень интернетизации субъектов РФ, % (расчетная оценка по крупным городам)

Примечание. Данные по ХМАО были взяты по городам Сургут, Нижневартовск, Ханта-Мансийск и Нефтеюганск. А интернетизация Московской и Ленинградской областей оценивалась по крупнейшим городам (Подольск, Щелково, Красногорск, Коломна, Дмитров и Гатчина, Выборг, Зеленогорск).

Необходимо отметить, что оценка уровня интернетизации относительна, так как, во-первых, само социологическое измерение месячной аудитории Интернета имеет относительную точность, а, во-вторых, число пользователей российского Интернета рассчитывается как число определенных системой SpyLOG уникальных браузеров, установленных на компьютерах и иных устройствах, откуда осуществляется выход в Интернет. Соответственно, один пользователь может подключиться в нескольких местах, а один и тот же компьютер может быть использоваться для работы в Интернете несколькими пользователями. Однако, данный способ все же дает представление о распределении сети Интернет по территории РФ.

Показатель распространения сотовой связи во многом утратил дифференцирующую функцию в связи со стремительным ее развитием и очень высоким уровнем охвата в большинстве регионов. По этой причине он не используется в новой методике. Исключен и показатель доли живущих в крупных городах от общей численности населения региона. Его использование было вынужденным из-за дефицита информации и отражало только самые общие условия для инноваций, возникающие благодаря концентрации населения в крупных центрах.

Число индикаторов в новой методике сократилось с 7 до 5, с их помощью можно оценить основные сферы инновационной деятельности: создание и разработку инноваций, финансирование инновационной деятельности, инновационность продукции и уровень развития информационно-коммуникационной среды. Такой набор позволяет оценить способность регионов к созданию инноваций и готовность к внедрению их в экономику. В число индикаторов вошли:

  • численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в % от общей численности занятых в экономике;
  • численность учащихся вузов, на 10 тыс. чел. населения;
  • количество зарегистрированных патентов, на 1000 чел. занятых в экономике;
  • затраты на технологические инновации, руб./чел.
  • уровень интернетизации, %.

Как и в старой методике, показатели нормировались по формуле линейного масштабирования:
, где

X — значение показателя;
Xmax— максимальное значение;
Xmin — минимальное значение.

Максимальные и минимальные значения (референтные точки) определены исходя из динамики показателей за последние годы (табл. 2).

Таблица. 2. Референтные точки и региональные различия по показателям

Показатели

Референтные точки

Региональные различия в 2006 г.

max

min

max

min

Персонал, занятый в исследованиях и разработках, % от занятых в экономике

4,5

0

4,24

0

Численность студентов вузов, на 10 тыс.чел. населения

1350

0

1225

0

Количество зарегистрированных патентов, на 1000 чел. населения

1,4

0

1,3

0

Интернетизация, %

130

0

128,8

0

Затраты на инновации, % от ВРП

6,0

0

3,62

0

Различие между максимальным значением показателя затрат на инновации и его максимальной референтной точкой связан с тем, что в 2003 году максимальное значение в Свердловской области достигло 5,9% ВРП. В остальных случаях референтные точки были выбраны, исходя из максимальных и минимальных значений показателей по регионам.

Формула агрегирования упрощена по сравнению со старой методикой и представляет среднее арифметическое из пяти используемых показателей:
, где

А — субиндекс доли персонала, занятого исследованиями и разработками;
В — субиндекс численности студентов государственных вузов;
C — субиндекс доли затрат на инновации в ВРП;
D — субиндекс количества зарегистрированных патентов;
E — субиндекс интернетизации.

С использованием новой методики рассчитан индекс инновативности регионов России по данным за 2006 г. Рейтинги по двум методикам представлены ниже


Рейтинг регионов по индексу инновативности в 2006 г. (новая методика)

 

Субиндекс доли персонала, занятого в науке и научном обеспечении

Субиндекс числа студентов государ-ственных ВУЗов на 10 тысел.

Субиндекс интернетизации

Субиндекс кол-ва зарегистри-рованных патентов на 1000 занятых в экономике

Субиндекс доли затрат на инновации в ВРП

Индекс иннова-тивности

Российская Федерация

0,242

0,381

0,141

0,320

0,133

0,243

г. Москва

0,943

0,907

0,991

0,926

0,046

0,762

г. Санкт-Петербург

0,717

0,712

0,612

0,706

0,201

0,589

Московская область

0,562

0,626

0,215

0,464

0,178

0,409

Томская область

0,346

0,642

0,050

0,686

0,133

 

 
0,371

Свердловская область

0,228

0,356

0,437

0,303

0,478

0,360

Челябинская область

0,213

0,361

0,239

0,345

0,603

0,352

Нижегородская область

0,582

0,421

0,187

0,288

0,258

0,347

Самарская область

0,311

0,413

0,095

0,482

0,318

0,324

Респ. Татарстан

0,167

0,449

0,217

0,416

0,337

0,317

Воронежская область

0,274

0,414

0,159

0,377

0,212

0,287

Новосибирская область

0,381

0,479

0,093

0,375

0,064

0,278

Ульяновская область

0,247

0,310

0,024

0,610

0,182

0,275

Калужская область

0,442

0,224

0,127

0,299

0,228

0,264

Ростовская область

0,166

0,381

0,249

0,294

0,117

0,242

Саратовская область

0,106

0,359

0,143

0,275

0,314

0,239

Пермский край

0,178

0,267

0,204

0,307

0,230

0,237

Ярославская область

0,206

0,329

0,142

0,357

0,115

0,230

Волгоградская область

0,066

0,325

0,086

0,248

0,420

0,229

Краснодарский край

0,066

0,256

0,499

0,252

0,037

0,222

Ленинградская область

0,159

0,546

0,145

0,143

0,096

0,218

Тульская область

0,282

0,217

0,119

0,284

0,173

0,215

Рязанская область

0,134

0,341

0,084

0,384

0,127

0,214

Орловская область

0,055

0,416

0,123

0,386

0,085

0,213

Респ. Якутия

0,110

0,354

0,366

0,095

0,116

0,208

Омская область

0,195

0,388

0,127

0,260

0,041

0,202

Респ. Чувашия

0,035

0,410

0,112

0,156

0,297

0,202

Курская область

0,130

0,373

0,037

0,261

0,206

0,202

Пензенская область

0,223

0,310

0,175

0,161

0,135

0,201

Респ. Мордовия

0,055

0,380

0,123

0,097

0,341

0,199

Кемеровская область

0,023

0,281

0,254

0,162

0,269

0,198

Респ. Удмуртия

0,052

0,359

0,126

0,226

0,207

0,194

Владимирская область

0,214

0,291

0,153

0,173

0,128

 

 
0,192

Хабаровский край

0,040

0,470

0,099

0,176

0,164

0,190

Ставропольский край

0,032

0,374

0,214

0,132

0,192

0,189

Респ. Башкортостан

0,090

0,296

0,225

0,229

0,092

0,186

Ивановская область

0,036

0,382

0,102

0,209

0,179

0,182

Магаданская область

0,136

0,449

0,268

0,038

0,006

0,179

Белгородская область

0,038

0,379

0,191

0,142

0,136

0,178

Иркутская область

0,079

0,385

0,056

0,166

0,189

0,175

Мурманская область

0,095

0,328

0,197

0,087

0,158

0,173

Калинингpадская область

0,088

0,320

0,297

0,114

0,036

0,171

Приморский край

0,136

0,376

0,157

0,133

0,033

 

 
0,167

Красноярский край

0,098

0,334

0,129

0,217

0,054

 

 
0,166

Тверская область

0,168

0,230

0,058

0,254

0,107

0,164

Респ. Марий Эл

0,032

0,315

0,144

0,215

0,098

0,161

Новгородская область

0,057

0,256

0,006

0,110

0,354

0,157

Тюменская область

0,075

0,373

0,148

0,136

0,015

0,150

Оренбургская область

0,019

0,297

0,195

0,090

0,126

0,146

Брянская область

0,060

0,290

0,092

0,149

0,110

0,140

Кировская область

0,054

0,313

0,114

0,116

0,100

0,139

Вологодская область

0,019

0,305

0,074

0,132

0,155

0,137

Архангельская область

0,097

0,279

0,148

0,045

0,109

0,135

Курганская область

0,044

0,273

0,019

0,204

0,127

0,133

Респ. Севсетия

0,041

0,376

0,058

0,183

0,005

0,133

Алтайский край

0,047

0,281

0,085

0,181

0,069

0,133

Респ. Хакасия

0,017

0,290

0,053

0,009

0,294

0,133

Костромская область

0,008

0,229

0,039

0,117

0,223

0,123

Камчатская область

0,144

0,353

0,059

0,047

0,007

0,122

Смоленская область

0,049

0,319

0,037

0,089

0,106

0,120

Читинская область

0,026

0,240

0,169

0,059

0,101

0,119

Респ. Коми

0,083

0,270

0,022

0,075

0,135

0,117

Астраханская область

0,060

0,323

0,039

0,151

0,011

0,117

Липецкая область

0,016

0,224

0,108

0,124

0,106

0,116

Тамбовская область

0,091

0,291

0,046

0,114

0,034

0,115

Респ. Адыгея

0,040

0,351

0,045

0,033

0,052

0,104

Амурская область

0,041

0,259

0,081

0,124

0,000

0,101

Псковская область

0,017

0,247

0,116

0,092

0,031

0,101

Респ. Карелия

0,050

0,270

0,086

0,057

0,037

0,100

Респ. Дагестан

0,035

0,331

0,016

0,096

0,010

0,098

Респ .Карачаево-Черкесия

0,061

0,299

0,036

0,061

0,030

0,097

Еврейская автбласть

0,019

0,327

0,127

0,009

0,004

0,097

Респ. Бурятия

0,049

0,298

0,050

0,064

0,023

0,097

Ханты-Мансийский АО

0,057

0,264

0,140

0,000

0,010

0,094

Ямало-Ненецкий АО

0,008

0,185

0,179

0,000

0,037

0,082

 

 
Респ. Кабардино-Балкария

0,037

0,244

0,000

0,106

0,011

0,079

Респ. Калмыкия

0,035

0,294

0,026

0,012

0,000

0,074

Респ. Алтай  

0,031

0,201

0,050

0,000

0,079

0,072

Сахалинская область

0,065

0,232

0,008

0,020

0,009

0,067

Респ. Тыва

0,058

0,153

0,011

0,020

0,000

0,048

Чеченская Респ.

0,013

0,181

0,004

0,000

0,000

0,040

Респ. Ингушетия

0,004

0,170

0,002

0,011

0,000

0,037

Чукотский АО

0,026

0,000

0,127

0,000

0,000

 

 
0,031

 Ненецкий АО

0,022

0,061

0,000

0,000

0,000

0,017


Рейтинг регионов по индексу инновативности в 2005 и 2002 г. (старая методика)

 

Индекс доли занятых в науке от занятых в секторе услуг

Индекс доли крупно-городского населения (выше 250 тысел)

Индекс числа студентов на 10 тысел

Индекс душевого ВРП в секторе услуг и в науке

Индекс уровня проникновения сотовой связи

Индекс интернетизации

Индекс иннова-тивности,

2005 г.

Индекс иннова-тивности,

2002 г.

Российская Федерация

0,141

0,378

0,369

0,275

0,433

0,136

0,288

0,218

г. Москва

0,444

1,000

0,965

0,854

0,669

0,678

0,769

0,685

г. Санкт-Петербург

0,372

1,000

0,742

0,567

0,591

0,045

0,553

0,511

Московская область

0,364

0,596

0,654

0,292

0,670

0,021

0,433

0,319

Ленинградская область

0,104

0,735

0,562

0,193

0,591

0,133

0,386

0,248

Томская область

0,147

0,471

0,668

0,307

0,472

0,084

0,358

0,296

Нижегородская область

0,259

0,453

0,362

0,502

0,430

0,139

0,358

0,256

Самарская область

0,149

0,576

0,410

0,251

0,636

0,100

0,354

0,258

Новосибирская область

0,197

0,530

0,482

0,259

0,416

0,131

0,336

0,297

Омская область

0,100

0,562

0,361

0,315

0,394

0,243

0,329

0,212

Краснодарский край

0,050

0,205

0,257

0,140

0,945

0,158

0,292

0,158

Калужская область

0,297

0,325

0,242

0,352

0,396

0,082

0,282

0,202

Респ. Татарстан

0,091

0,430

0,423

0,229

0,416

0,092

0,280

0,206

Свердловская область

0,138

0,383

0,363

0,219

0,438

0,131

0,278

0,203

Хабаровский край

0,031

0,605

0,468

0,115

0,440

0,006

0,278

0,225

Тюменская область

0,039

0,162

0,364

0,563

0,480

0,036

0,274

0,184

Ульяновская область

0,140

0,466

0,290

0,208

0,387

0,129

0,270

0,181

Челябинская область

0,120

0,428

0,331

0,221

0,459

0,053

0,269

0,201

Волгоградская область

0,045

0,496

0,290

0,137

0,431

0,202

0,267

0,171

Пензенская область

0,143

0,364

0,278

0,361

0,366

0,087

0,267

0,156

Ярославская область

0,085

0,456

0,267

0,214

0,439

0,094

0,259

0,187

Ханты-Мансийский АО

0,029

0,197

0,262

0,420

0,497

0,144

0,258

0,161

Астраханская область

0,050

0,504

0,283

0,144

0,482

0,057

0,253

0,172

Курганская область

0,031

0,341

0,232

0,083

0,349

0,413

0,241

0,118

Рязанская область

0,070

0,436

0,284

0,191

0,394

0,064

0,240

0,173

Вологодская область

0,018

0,484

0,264

0,124

0,380

0,168

0,239

0,169

Воронежская область

0,121

0,367

0,382

0,204

0,228

0,134

0,239

0,185

Калининградская область

0,058

0,453

0,245

0,117

0,475

0,081

0,238

0,189

Респ. Чувашия

0,058

0,343

0,378

0,090

0,440

0,103

0,235

0,151

Приморский край

0,068

0,291

0,369

0,124

0,347

0,205

0,234

0,174

Пермский область

0,108

0,360

0,248

0,145

0,408

0,133

0,234

0,177

Красноярский край

0,072

0,316

0,328

0,136

0,391

0,147

0,232

0,156

Ростовская область

0,089

0,309

0,362

0,173

0,301

0,152

0,231

0,162

Респ. Удмуртия

0,038

0,404

0,363

0,117

0,366

0,093

0,230

0,173

Респ. Башкортостан

0,057

0,320

0,283

0,172

0,394

0,123

0,225

0,160

Орловская область

0,039

0,395

0,393

0,122

0,272

0,096

0,219

0,168

Респ. Марий Эл

0,032

0,356

0,306

0,104

0,410

0,105

0,219

0,142

Саратовская область

0,084

0,329

0,354

0,131

0,398

0,014

0,218

0,164

Респ. Мордовия

0,031

0,349

0,381

0,099

0,275

0,166

0,217

0,142

Респ. Карелия

0,039

0,381

0,240

0,111

0,417

0,107

0,216

0,165

Ивановская область

0,030

0,380

0,362

0,065

0,384

0,072

0,216

0,163

Архангельская область

0,024

0,357

0,276

0,131

0,383

0,114

0,214

0,134

Кемеровская область

0,020

0,383

0,281

0,111

0,425

0,037

0,209

0,139

Кировская область

0,030

0,311

0,288

0,138

0,353

0,106

0,204

0,122

Курская область

0,060

0,343

0,338

0,120

0,302

0,046

0,202

0,128

Тульская область

0,132

0,291

0,196

0,127

0,349

0,112

0,201

0,146

Иркутская область

0,046

0,332

0,371

0,132

0,263

0,062

0,201

0,168

Тверская область

0,097

0,289

0,212

0,192

0,391

0,018

0,200

0,139

Респ. Северная Осетия

0,052

0,448

0,352

0,074

0,266

0,003

0,199

0,158

Владимирская область

0,112

0,211

0,245

0,150

0,390

0,079

0,198

0,127

Ямало-Ненецкий АО

0,011

0,000

0,185

0,326

0,433

0,195

0,192

0,077

Оренбургская область

0,023

0,252

0,271

0,063

0,365

0,172

0,191

0,141

Псковская область

0,018

0,000

0,214

0,108

0,379

0,422

0,190

0,071

Липецкая область

0,009

0,426

0,201

0,095

0,310

0,088

0,188

0,136

Белгородская область

0,032

0,226

0,328

0,104

0,275

0,165

0,188

0,116

Камчатская область

0,080

0,000

0,381

0,100

0,441

0,111

0,185

0,118

Сахалинская область

0,035

0,000

0,260

0,129

0,361

0,311

0,183

0,065

Костромская область

0,013

0,389

0,219

0,081

0,367

0,026

0,183

0,129

Смоленская область

0,035

0,317

0,242

0,098

0,348

0,027

0,178

0,128

Тамбовская область

0,062

0,254

0,235

0,137

0,340

0,030

0,176

0,123

Ставропольский край

0,033

0,131

0,369

0,093

0,374

0,040

0,174

0,115

Алтайский край

0,030

0,248

0,266

0,091

0,273

0,108

0,170

0,109

Новгородская область

0,048

0,000

0,261

0,132

0,440

0,101

0,164

0,091

Мурманская область

0,061

0,000

0,287

0,132

0,492

0,007

0,163

0,162

Брянская область

0,019

0,319

0,246

0,096

0,229

0,051

0,160

0,117

Читинская область

0,018

0,298

0,279

0,099

0,202

0,060

0,159

0,109

Респ. Бурятия

0,042

0,366

0,253

0,095

0,187

0,004

0,158

0,137

Респ. Калмыкия

0,028

0,000

0,265

0,071

0,530

0,036

0,155

0,064

Респ. Коми

0,043

0,000

0,273

0,196

0,380

0,012

0,151

0,098

Респ. Адыгея

0,026

0,000

0,348

0,056

0,443

0,018

0,149

0,076

Амурская область

0,025

0,000

0,276

0,098

0,418

0,000

0,136

0,073

Респ. Кабардино-Балкария

0,044

0,305

0,244

0,064

0,116

0,028

0,134

0,118

Респ. Якутия

0,062

0,000

0,354

0,143

0,191

0,043

0,132

0,105

Магаданская область

0,083

0,000

0,200

0,135

0,274

0,065

0,126

0,099

Респ. Хакасия

0,013

0,000

0,291

0,080

0,201

0,063

0,108

0,064

Респ. Дагестан

0,025

0,176

0,310

0,059

0,066

0,000

0,106

0,100

Респ. Алтай

0,028

0,000

0,226

0,070

0,199

0,045

0,095

0,062

Еврейская авт. область

0,028

0,000

0,260

0,088

0,146

0,009

0,088

0,071

Респ .Карачаево-Черкесия

0,039

0,000

0,287

0,068

0,061

0,054

0,085

0,06

Респ. Тыва

0,025

0,000

0,145

0,059

0,127

0,052

0,068

0,039

Ненецкий АО

0,035

0,000

0,038

0,194

0,000

0,064

0,055

0,040

Агинский Бурятский АО

0,026

0,000

0,092

0,054

0,000

0,073

0,041

0,031

Чукотский АО

0,024

0,000

0,000

0,170

0,011

0,000

0,034

0,048

Р. Ингушетия

0,013

0,000

0,151

0,019

0,019

0,000

0,034

0,026

Усть-Ордынский Бурятский АО

0,000

0,000

0,000

0,028

0,000

0,090

0,020

0,008


Региональные различия по индексу инновативности

Распределение регионов по индексу инновативности, как и по ИРЧП и индексу качества жизни, характеризуется двумя главными чертами: сильной поляризованностью и наличием обширной и слабо дифференцированной срединной группы регионов. Эти черты проявляются очень устойчиво, независимо от использования новой или старой методики (Карты индекса инновативности за 2006 г. по новой методике и за 2005 г. и 2002 г. по старой методике).

Значения индекса инновативности по новой методике различались в 2006 г.от 0,762 в Москве до 0,014 в Таймырском АО, т.е. в 54 раза. (в расчетах по старой методике различия составляют 40 раз). Несмотря на гигантский разрыв, показатели большинства регионов дифференцированы слабо, в России доминирует обширная группа регионов с показателями ниже среднего.

Только в тринадцати регионах значения индекса выше, чем в среднем по России, это федеральные города (Москва и Санкт-Петербург), регионы с крупнейшими вузовскими центрами (Свердловская, Нижегородская, Самарская, Новосибирская, Томская области, республика Татарстан), а также регионы с относительно высоким научным потенциалом крупных наукоградов (Калужская область). Остальные регионы оказались в числе лидеров по причине высоких значений отдельных индикаторов, достоверность которых относительна: Челябинская область – высокой доли затрат на технологические инновации, Ульяновская - повышенной долей зарегистрированных патентов, при том что показатели доли персонала, занятого в исследованиях и разработках, и численности студентов государственных вузов невысоки.

Самая обширная группа представлена регионами со значениями индекса инновативности от 0,135 до 0,250. Большинство регионов имеют средние значения по всем субиндексам. В группе аутсайдеров оказались два десятка регионов двух типов: слаборазвитые республики юга и слабозаселенные ресурсодобывающие регионы без крупных центров. Для этой группы характерны низкие значения всех субиндексов инновативности.

Таким образом, основной инновационной потенциал страны сконцентрирован с небольшом числе субъектов, в которых находятся крупные региональные центры с развитой системой высшего образования и научно-исследовательской базой, сформировавшиеся еще в советское время. Проблемой остальных регионов остается неразвитость большинства или всех компонентов индекса.

Устойчивость этой картины подтверждается динамикой индекса, которую можно оценить с помощью индексов, рассчитанных по старой методике за период с 2002 по 2005 гг. (рис. 3). Положение лидеров в основном стабильно, хотя можно отметить заметный рост индекса агломераций федеральных городов, Нижегородской и Самарской областей, Краснодарского края. В срединной группе динамика роста была различной, но существенных изменений это не принесло. Стабильность аутсайдеров показывает, что условия для инноваций в них остаются неблагоприятными под влиянием долговременных факторов развития.

Отметим еще одну особенность: если в регионе есть крупнейший город-центр высшей школы, возникает кумулятивный эффект воздействия позитивных факторов, усиливающий инновативность развития. Для прочих регионов все индикаторы, как правило, показывают отставание в развитии инновационных процессов.

Рис. 3. Рейтинг регионов по индексу инновативности (старая методика) в 2005 и 2002 гг.




  
 
Новости | Об институте | Научные программы | Публикации | Региональная программа | English