В начало
В начало
Наши новости
Наши новости

 
Об институте
Об институте

 
Исследования
Исследования

 
Поколения и гендер
 Поколения и гендер

 
Индекс
       потребительских
       настроений

База данных
Региональная
       программа

Региональная программа

Конференции и
       семинары

Конференции и семинары
Публикации
Публикации

 
Контакты и адрес
Контакты и координаты
English
English
Наши партнеры

Независимый институт социальной политики


     

Научные программы / Проекты


Изучение последствий реструктуризации российской электроэнергетики в секторе домохозяйств

Руководитель проекта — к.э.н. Л.Н. Овчарова

Сроки реализации проекта: сентябрь 2002 — апрель 2003

Заказчики: Государственный университет «Высшая школа экономики» (ГУ-ВШЭ) и РАО ЕЭС России

Участники исследования: д.э.н. А.В. Суворов; к.э.н. О.В. Синявская, к.э.н. С.В. Сурков; А.И. Пишняк, Д.О. Попова

Партнеры проекта: Фонд «Институт экономики города»; Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Института народнохозяйственного прогнозирования РАН; Экономическая экспертная группа

Цель исследования:

Оценить последствия роста цен на электроэнергию в секторе домашних хозяйств и предложить компенсационную схему, позволяющую ренту, получаемую населением за счет низких цен на ЖКХ, перевести в заработную плату, пенсии и социальные пособия.

Основные результаты проекта в формате PDF pdf

Основные выводы:

  1. Анализ структуры доходов и расходов населения свидетельствует о том, что на уровне домашних хозяйств практика дотирования сектора жилищно-коммунального хозяйства сбалансирована с политикой низкой оплаты труда. Поскольку заработная плата составляет более 60% доходов, а размер пенсий зависит от налоговых поступления в Пенсионный фонд, динамика заработной платы является основным регулятором доходов и, соответственно, их доли, приходящейся на оплату услуг ЖКУ. Это означает, что увеличение нагрузки на бюджет домохозяйств за счет роста цен на ЖКУ разбалансирует сложившуюся систему в случае, если изымаемая рента, получаемая населением в виде низких цен, не будет заменена ( частично или полностью) другими источниками доходов


  2. Система социальной защиты населения, призванная обеспечить приоритетный доступ бедных к социальным выплатам и льготам, не способна реализовать такую политику из-за перегруженности обязательствами по предоставлению льгот различным категориям населения. Несбалансированность финансовых возможностей и социальных обязательств, в свою очередь, также осложняет эффективное функционирование социальных программ для бедных


  3. В рамках данного проекта, на основе базы данных RLMS за 2001 г. оценены возможные потери доходов домашних хозяйств при реализации различных сценариев роста цен на электроэнергию. Результаты моделирования последствий роста цен на ЖКУ в секторе домашних хозяйств свидетельствуют о том, что в случае 5-6-кратного роста цен на ЖКХ и при сохранении действующей системы компенсации населению потерь доходов в связи с удорожанием услуг ЖКХ, примерно 50% городских домохозяйств могут стать участниками программы жилищных субсидий


  4. Нельзя оставлять без внимания тот факт, что от 30% до 50% доходов домохозяйств практически не поддаются контролю. В случае привлекательности жилищных субсидий для среднеобеспеченных слоев населения, они без особых усилий, в соответствии с действующим законодательством, станут участниками данной социальной программы, что противоречит логике функционирования программ для бедных


  5. Большинство экспертов, рассматривающих возможные варианты компенсации населению предполагаемого роста цен на ЖКУ, в первую очередь связывают их с ростом заработной платы. Наши расчеты, которые увязали возможный компенсационный рост заработной платы с ростом пенсий за счет налоговых поступлений в Пенсионный фонд, показали, что в наиболее тяжелом положении оказываются одиноко проживающие пенсионеры и семьи с детьми, где один родитель отсутствует или безработный. При этом работающие пенсионеры получают компенсации, превышающие размер потерь доходов в связи с ростом цен на ЖКУ. Это означает, что в случае реализации схем компенсации населению потери доходов в связи с ростом цен на услуги жилищно-коммунального сектора, в общую схему компенсации должны быть включены несколько каналов распределения социальных трансфертов





  
 
Новости | Об институте | Научные программы | Публикации | Региональная программа | English