В начало
В начало
Наши новости
Наши новости

 
Об институте
Об институте

 
Исследования
Исследования

 
Поколения и гендер
 Поколения и гендер

 
Индекс
       потребительских
       настроений

База данных
Региональная
       программа

Региональная программа

Конференции и
       семинары

Конференции и семинары
Публикации
Публикации

 
Контакты и адрес
Контакты и координаты
English
English
Наши партнеры

Независимый институт социальной политики


     

Научные программы / Проекты


Исследование административных барьеров в доступе отдельных социальных групп к установленным законодательством видам социальной помощи и социальных льгот

Руководитель проекта — к.э.н. Л.Н. Овчарова

Сроки реализации проекта: сентябрь 2002 — февраль 2003

Финансирование: Благотворительный фонд «Народная Ассамблея» (грант Фонда Белля)

Проект выполнен совместно с Фондом «Институт экономики города»

Участники исследования: к.э.н. Т.М. Малева, д.э.н. С.В. Шишкин; А.И. Пишняк, Д.О. Попова, Е.Ю. Шаталова

Партнеры проекта: Фонд Белля, Институт – «Национальный проект «Общественный договор»

Цель исследования:
Разработать предложения, адресованные НКО и представителям государственной власти, относительно возможностей преодоления барьеров, возникающих на пути доступа населения к гарантированным российским законодательством социальным выплатам и льготам.

Основные результаты:
Подготовлена публикация для представителей НКО «Бедность и льготы: мифы и реальность», содержащая анализ основных мифологем, связанных с оценкой уровня бедности, пониманием политики, направленной на сокращение бедности, масштабов распространения социальных льгот и механизмов их распределения. В данной публикации также показаны наиболее реалистичные направления реформирования системы социальных льгот.

Краткое изложение основных положений публикации:
На протяжении последнего десятилетия, вследствие снижения уровня жизни и роста дифференциации доходов населения, в России существенно увеличилась численность бедных. При этом система социальной поддержки, призванная смягчить негативное влияние изменений на благосостояние малообеспеченных слоев общества, продемонстрировала свою не состоятельность.
Обсуждение причин данного провала породило целую систему мифов, рассмотрению которых и посвящается данная работа.

Мифы о бедности

Миф 1. Бывает общество, в котором нет бедных

Реальность: бедные будут всегда, однако понимание бедности не одинаково в разных странах и меняется с течением времени.
В качестве доказательства можно привести пример экономического лидера сегодняшнего дня – Соединенных Штатов Америки: в 1998 году Бюро Переписи США в своем докладе отметило, что «число бедных в США в 1997 году составило 35.6 млн. человек, или 13.3% населения». При этом около 22 % населения США в течение, по крайней мере, двух месяцев оказывались ниже федеральной черты бедности (черта бедности по данным 1997 г. - 16,400 долларов для семьи из четырех человек). Для отдельных групп уровень бедности еще выше: среди испаноязычного населения - 41.8% бедных, среди чернокожего - 40.2%.

Миф 2. Бедности в России не было до начала рыночных реформ

Реальность: бедность была и в СССР, но не афишировалась.
Первые попытки создания системы поддержки бедного населения предпринимались еще в IX веке.
В Советском Союзе проблема бедности не рассматривалась как важный вопрос социальной политики. Считалось, что бедных в СССР нет, а если кто и есть – так это бездельники и тунеядцы. Однако семьи работников с минимальной оплатой труда при наличии двух детей попадали в число бедных. Данные 1985 г. свидетельствуют о том, что 16% семей рабочих и служащих и 39% колхозников имели доходы ниже прожиточного минимума. Это доказывает, что бедность была и в советское время и в более ранние периоды становления России как государства, есть сейчас и сохранится в будущем.

Миф 3. Почти все население России является бедным

Реальность: определение числа бедных в России остается проблемой; оценки варьируются от пятой части до половины населения.
Международные исследования приводят показатели доли бедного населения, варьирующиеся от 18 до 49 процентов.
Если анализировать данные Госкомстата РФ, в 1994 г. доля бедных существенно сократилась. На самом же деле в 1994 г. была изменена методика оценки доходов населения так (стали учитываться доходы, формирующиеся в неформальном секторе экономики). Если к данным 2000 г. применить методику оценки доли бедных на основе прожиточного минимума 1992 г., то во 2 квартале 2000 г. доля бедных оценивалась бы на уровне 27.6%.
Для целей социальной политики важным индикатором уровня бедности является показатель недостающего дохода, который позволяет оценить, сколько денег необходимо для того, чтобы поднять доходы всех бедных до уровня прожиточного минимума. В настоящее время этот показатель соответствует примерно 5% от совокупных доходов населения России.
Очевидно, оценки колеблются, но ни одна из них не позволяет утверждать, что почти все население России можно отнести к бедным.

Миф 4. Прожиточный минимум – это граница выживания

Реальность: прожиточный минимум превышает границу выживания.
Начиная с первого квартала 2000 г. расчет величины прожиточного минимума ведется по новой методике, утвержденной постановлением Минтруда и Госкомстата РФ в апреле 2000 г. В новом прожиточном минимуме увеличены расходы на непродовольственные товары и услуги (в целом новый стандарт превышает применявшийся до него на 15-20%). Сегодня, с точки зрения набора товаров, прожиточный минимум в России является более щедрым, чем во многих других странах, например, в США.

Миф 5. Самые бедные в России – пенсионеры и бюджетники

Реальность: самые бедные в России – дети, особенно в многодетных и неполных семьях, одинокие пенсионеры старших возрастов, жители села.
По данным официальной статистики уровень бедности на селе почти на 30% выше общего по стране (54,6% сельских жителей относятся к бедным). Это обусловлено низким уровнем оплаты труда. При этом сельское хозяйство является отраслью с самой большой дифференциацией заработной платы.
Высокая иждивенческая нагрузка детьми значительно увеличивает риск бедности. 79,2% семей с 3 и более детьми и 93,6 неполных семей 3 и более детьми попадают в категорию бедных. Тогда как для супругов без детей этот риск составляет – 28,6%.
Данные специальных обследований дают основание выделить одиноких пожилых пенсионеров (почти 90% которых составляют женщины) в группу наиболее уязвимых, с точки зрения бедности. Так, по данным лонгитюдного обследования (РМЭЗ, ноябрь 1998 г.), при общем уровне бедности пенсионеров в 46,5% доля бедных среди пожилых женщин достигала 54%.

Мифы о льготах

Миф 6. Льготы придумали, чтобы не было бедных

Реальность: льготы придумали еще в СССР, когда бедных как бы «не было», чтобы поощрить заслуженных людей и номенклатуру.

Миф 7. Сегодня льгот практически не осталось

Реальность: количество льгот, действующих только на федеральном уровне, превышает сотню. Половина населения имеет право на льготы.

Миф 8. За счет отмены льгот можно решить проблему бедности

Реальность: проблему бедность можно решить только путем отказа от субсидирования производителей и перераспределения сэкономленных средств на адресные программы.
Согласно Стратегии экономического развития России до 2010 г., основные направления реформирования системы социальной защиты - это отмена необоснованных льгот, перевод части льгот в заработную плату и переориентация системы социальной защиты на поддержку наиболее нуждающихся. Однако до настоящего момента так и не предпринято никаких шагов для достижения поставленных целей.




  
 
Новости | Об институте | Научные программы | Публикации | Региональная программа | English