В начало
В начало
Наши новости
Наши новости

 
Об институте
Об институте

 
Исследования
Исследования

 
Поколения и гендер
 Поколения и гендер

 
Индекс
       потребительских
       настроений

База данных
Региональная
       программа

Региональная программа

Конференции и
       семинары

Конференции и семинары
Публикации
Публикации

 
Контакты и адрес
Контакты и координаты
English
English
Наши партнеры

Независимый институт социальной политики


     

Научные программы / Проекты


РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Руководитель: С.В.Шишкин

Сроки реализации: с 15 марта 2007 г. по 15 декабря 2007 г.

Финансирование: Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения

Участники проекта: С.П.Ермаков, Е.П.Какорина, Л.Д.Попович, Е,Г.Потапчик, Э.М.Фрид, И.М.Шейман, В.И.Шевский

Координатор: Н.Б.Канатова

Постановка проблемы и актуальность задач проекта

Оценка эффективности функционирования российской системы здравоохранения в целом и ее региональных подсистем имеет важнейшее значение для правильного выбора приоритетов государственной политики в сфере здравоохранения на федеральном и региональном уровнях.

В докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2000 г. были предложены критерии и методика сравнительной оценки деятельности систем здравоохранения в разных странах. Эти критерии отражают прогресс в достижении трех фундаментальных целей систем здравоохранения: 1) улучшение состояния здоровья населения; 2) справедливость в распределении бремени финансирования здравоохранения; 3) отзывчивость к ожиданиям людей в вопросах, не связанных с состоянием здоровья. При этом в качестве функций системы здравоохранения, обеспечивающих достижение этих целей, выделяются: 1) оказание услуг; 2) финансирование 3) ресурсное обеспечение 4) руководство. Используемый ВОЗ подход для межстрановых сравнений правомерно может рассматриваться в качестве методологической основы для разработки системы показателей оценки сравнительной эффективности деятельности региональных систем здравоохранения.

В Российской Федерации имеется интересный опыт разработки и практического использования в деятельности федеральных и отдельных региональных органов власти методов построения оценок эффективности работы отрасли здравоохранения и ее звеньев. Новый импульс к развитию этих методов был дан правительством Российской Федерации, инициировавшем внедрение методов бюджетирования, ориентированного на результат. С 2004 года федеральные министерства, включая Министерство здравоохранения и социального развития РФ, разрабатывают ежегодные доклады о результатах и основных направлениях деятельности министерств как субъектов бюджетного планирования. Бюджетный доклад включает систему целей деятельности министерства и комплекс показателей, позволяющих оценивать степень достижения поставленных целей. В ближайшие годы эта практика получит распространение на региональном уровне. Бюджетные доклады концентрируют внимание на приоритетах и оценках результатов использования бюджетных ресурсов, которыми распоряжается соответствующий субъект бюджетного процесса. Признавая значимость этой разворачивающейся работы, следует вместе с тем констатировать, что вследствие подчиненности задачам бюджетного процесса рамки оценки эффективности работы системы здравоохранения являются здесь более узкими, чем рамки, предложенные ВОЗ.

Использование подхода ВОЗ открывает возможности построения комплексных оценок эффективности работы территориальных систем здравоохранения и их сопоставления друг с другом и с другими странами. Вместе с тем подход, рекомендуемый ВОЗ, требует значительной методологической работы по его адаптации к особенностям организации российской системы здравоохранения, сбора и переработки информации о ее работе.

Задачами проекта являются:
1) Анализ возможностей информационного обеспечения комплекса показателей, используемого ВОЗ для сравнительной оценки эффективности систем здравоохранения.
2) Разработка методологии и системы показателей для оценки эффективности деятельности системы здравоохранения в России и ее территориальных подсистем, соответствующей подходу ВОЗ к оценке эффективности систем здравоохранения и учитывающей особенности организации и направлений реформирования здравоохранения в России, а также возможности их информационного обеспечения.
3) Разработка методов сбора и обработки информации для построения оценок эффективности деятельности территориальных систем здравоохранения на основе разработанной системы показателей.

Результаты проекта

1. Для выполнения проекта была создана рабочая группа в составе:
Ермаков С.П. – ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения;
Какорина Е.П. – заместитель директора департамента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
Попович Л.Д. - первый заместителю генерального директора – исполнительный директор ОАО «РОСНО-МС»;
Потапчик Е.Г. – советник Московского представительства Всемирной организации здравоохранения;
Фрид Э.М. – исполнительный директор Сибирского фонда развития менеджмента социальной сферы и страхования;
Шейман И.М. – профессор Государственного университета - Высшей школы экономики;
Шишкин С.В. – заместитель директора Независимого института социальной политики.

2. Проанализирован имеющийся опыт оценки эффективности деятельности системы здравоохранения в Российской Федерации.

3. Изучены возможности информационного обеспечения комплекса показателей, используемого ВОЗ для сравнительной оценки эффективности систем здравоохранения.

4. Разработана система показателей для оценки эффективности деятельности региональных и муниципальных систем здравоохранения в России и определены источники ее информационного обеспечения.
Оценку эффективности функционирования региональных систем здравоохранения предлагается производить с помощью шести показателей:

    1) Индикатор общего уровня здоровья - продолжительность жизни, скорректированная с учетом нарушений здоровья (DALE).
    2) Индикатор распределения уровня здоровья среди населения.
    3) Индикатор общего уровня отзывчивости системы здравоохранения.
    4) Индикатор справедливости распределения бремени расходов на здравоохранение.
    5) Интегральный показатель оценки эффективности деятельности системы здравоохранения, который рассчитывается как взвешенная сумма показателей 1-4.

    В дополнение к пяти перечисленным показателям используется также:
    6) Интегральный показатель структурной эффективности.

Оценку эффективности функционирования муниципальных систем здравоохранения предлагается производить с помощью трех показателей:

    1) Индикатор общего уровня здоровья - продолжительность жизни, скорректированная с учетом нарушений здоровья (DALE).
    2) Индикатор общего уровня отзывчивости системы здравоохранения.
    3) Интегральный показатель структурной эффективности.
Использование более узкого перечня показателей для оценки муниципальных систем здравоохранения по сравнению с оценкой региональных систем обусловлено ограничениями на возможности получения для каждого муниципального образования детализированных данных, требуемых для расчета полного перечня показателей.

5. Для обсуждения вопросов методологии оценки эффективности территориальных систем здравоохранения, выбора показателей для проведения такой оценки и способов их расчета были проведены семинары 10 апреля, 23 мая и 7 декабря 2007 г.

6. Разработана методика оценки эффективности деятельности территориальных систем здравоохранения. Методика предназначена для использования Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и государственными органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Методика передана Министерству здравоохранения и социального развития РФ.




  
 
Новости | Об институте | Научные программы | Публикации | Региональная программа | English