В начало
В начало
Наши новости
Наши новости

 
Об институте
Об институте

 
Исследования
Исследования

 
Поколения и гендер
 Поколения и гендер

 
Индекс
       потребительских
       настроений

База данных
Региональная
       программа

Региональная программа

Конференции и
       семинары

Конференции и семинары
Публикации
Публикации

 
Контакты и адрес
Контакты и координаты
English
English
Наши партнеры

Независимый институт социальной политики


     

Научные программы / Проекты


АНАЛИЗ РАЗЛИЧИЙ В ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Руководитель: С.В.Шишкин

Сроки реализации: с 1 декабря 2006 г. по 31 декабря 2007 г.

Финансирование: Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения

Участники проекта: Н.В.Бондаренко, А.Я.Бурдяк, Е.П.Какорина, К.М.Кельманзон, М.Д.Красильникова, Л.Д.Попович, С.В.Светличная, Е.В.Селезнева, И.М.Шейман, В.И.Шевский

Координатор: Н.Б.Канатова

Постановка проблемы и актуальность задач проекта

Задача повышения доступности и качества медицинской помощи для всего населения страны в настоящее поставлена российским правительством в качестве главной задачи политики в области здравоохранения на обозримую перспективу. В стране существуют значительные различия в возможностях получения медицинской помощи для разных групп населения. Они обусловлены самой историей формирования российской системы здравоохранения (наличие помимо сети общедоступных государственных учреждений здравоохранения параллельных ей систем ведомственного здравоохранения), масштабным сокращением государственного финансирования здравоохранения в 90-е годы, децентрализацией государственных финансов и существенными различиями в экономическом потенциале разных территорий, ростом неравенства в распределении доходов между различными социальными и территориальными группами. Начавшийся в России экономический рост характеризуется тенденцией к поляризации регионов по уровню экономического развития и возможностям финансирования здравоохранения и порождает новые вызовы государственной политике обеспечения доступности медицинской помощи.

О неравенстве в оказании медицинской помощи населению России известно уже немало, но достоверные свидетельства имеют весьма ограниченный характер. Государственная статистика фиксирует различия между регионами страны в показателях, характеризующих потребность в медицинской помощи (заболеваемости), ресурсной обеспеченности здравоохранения, объемы основных видов оказанной помощи (врачебные посещения, вызовы скорой помощи, госпитализации, койко-дни и т.п.). К настоящему времени на основе данных социологических исследований проанализированы различия в обращаемости за медицинской помощью для групп населения, имеющих разный уровень дохода, выявлены различия в доступности бесплатной помощи и обращаемости за платными медицинскими услугами для населения, проживающего в разных регионах и в разных типах населенных пунктов, имеющего разные доходы (см. в частности Доступность медицинской помощи" ). Однако эти данные дают лишь самое общее представление о существующем неравенстве в доступности медицинской помощи. За интегральными показателями объемов потребления медицинской помощи скрываются различия в составе и качестве услуг системы здравоохранения, доступных для разных групп населения. Существующие базы данных обследований RLMS, НОБУС не используются в полной мере для решения задач анализа этих различий.

Существующее неравенство и перспективы его эволюции требуют более детального анализа и обсуждения для правильного выбора приоритетов и фокусировки инструментов государственной политики в сфере здравоохранения.

Задачами настоящего проекта являются:
1) Выявление различий в измеримых характеристиках качества услуг системы здравоохранения, доступных для разных социально-демографических групп населения.
2) Выявление различий в доступности бесплатной медицинской помощи и бремени расходов на лечение для больных с разными типами заболеваний.
3) Анализ бремени катастрофических расходов, вызванных необходимостью оплаты медицинской помощи, для разных социально-демографических групп населения.
4) Анализ различий в доступности медицинской помощи для жителей регионов с разными темпами экономического развития.
5) Прояснение существующих в российском обществе представлений о социальной справедливости в доступности медицинской помощи.
6) Разработка рекомендаций о приоритетах государственной политики по отношению к неравенству в доступности медицинской помощи.
7) Определение возможностей и перспективных направлений продолжения анализа различий в качестве доступной медицинской помощи.

Методы решения задач проекта

1. Различия в доступности медицинской помощи рассматриваются в рамках данного исследования как различия:

  • в доступности медицинских услуг для групп населения, различающихся по полу, возрасту, образованию, месту жительства, уровню доходов; различия в доступности здесь понимаются как обусловленные этими характеристиками различия в обращаемости, способах и объемах получения медицинской помощи разных видов (первичной, специализированной амбулаторной, стационарной);
  • в доступности бесплатной и платной медицинской помощи для разных социально-демографических групп населения.

2. Различия в доступности услуг системы здравоохранения для разных социально-демографических групп населения анализируются как различия по следующим параметрам:

  • обращаемость за разными видами медицинской помощи;
  • оценки населением трудностей в записи на прием к врачу;
  • объемы оказанной амбулаторной и стационарной медицинской помощи разных видов;
  • способы госпитализации;
  • оценки населением качества оказываемой амбулаторной и стационарной медицинской помощи.

В качестве источников информации для проведения анализа различий в обращаемости за разными видами медицинской помощи использованы данные трех социологических исследований:

    «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения» (РМЭЗ). Опрос проводится ежегодно в 36 регионах России, размеры выборки составляют около 4 тысяч домохозяйств (12,6 тыс. респондентов). Были использованы последние доступные данные 13-ой волны данного обследования (сентябрь-декабрь 2004 г.).

    Национальное обследование благосостояния и участия населения в социальных программах (НОБУС), которое было проведено в апреле-мае 2003 году; объем выборки составляет 44,5 тыс. домашних хозяйств (117,2 тыс. респондентов) из 79 регионов России. Выборка является репрезентативной для страны в целом и отдельно для 46 регионов.

    «Индекс потребительских настроений в России (ИПН)», проводимого в рамках одноименного долгосрочного проекта, который в настоящее время реализуется на базе Независимого института социальной политики. Опросы проводятся Аналитическим Центром Юрия Левады один раз в три месяца по выборке 2,5 тысячи респондентов, репрезентирующей мнение взрослого (старше 16 лет) населения страны. В марте 2006 г. в анкету, помимо стандартного блока вопросов, был включен специализированный блок вопросов по доступности медицинской помощи.

    По данным одной из крупнейших страховых компаний РОСНО-МС проанализированы различия в объемах оказанной амбулаторной помощи (количество посещений врачей разных специальностей) и стационарной помощи (число госпитализаций по профилям отделений стационаров) для категорий населения, различающихся по возрасту и месту проживания (типу населенного пункта). Объектами анализа были 4788,2 тыс. застрахованных компанией РОСНО-МС по обязательному медицинскому в 7 регионах России (51% от общего числа жителей).

3. Различия в обращении за платной медицинской помощью анализировались путем сравнения доли лиц, имевших расходы на медицинские услуги и на лекарства для лечения в стационаре, в группах населения, различающихся по социально-демографическим и экономическим характеристикам. Источниками информации послужили данные упомянутых опросов РМЭЗ, НОБУС.

4. Анализ различий в доступности бесплатной медицинской помощи для жителей регионов с разным уровнем экономического развития проведен по данным обследования НОБУС, позволяющим рассчитать долю пациентов, лечившихся только бесплатно, среди жителей разных регионов.

5. Неравенство в распределении бремени расходов, вызванных необходимостью оплаты медицинской помощи, анализируется как различия в доле расходов на медицинскую помощь в общих расходах домохозяйств за вычетом расходов на питание. Такой анализ выполнен по данным обследований РЭМЗ и НОБУС.

6. Для решения задачи прояснения существующих в российском обществе представлений о социальной справедливости в доступности медицинской помощи был разработан специальный блок вопросов по данной теме, который был включен в опрос, проведенный в июле 2007 года в рамках проекта «Индекс потребительских предпочтений».

Результаты проекта

1. Для выполнения проекта была создана рабочая группа в составе:
Бондаренко Н.В. – младший научный сотрудник Аналитического Центра Юрия Левады;
Бурдяк А.Я. – старший научный сотрудник Независимого института социальной политики;
Какорина Е.П. – заместитель директора департамента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
Канатова Н.Б. – координатор научных программ Независимого института социальной политики;
Кельманзон К.М. – советник генерального директора ОАО «РОСНО-МС»;
Красильникова М.Д. – заведующая отделом Аналитического Центра Юрия Левады;
Попович Л.Д. - первый заместитель генерального директора – исполнительный директор ОАО «РОСНО-МС»;
Светличная С.В. - Руководитель информационно-аналитической службы ОАО «РОСНО-МС»
Селезнева Е.В. - младший научный сотрудник Независимого института социальной политики
Шевский В.И. – консультант «Здравконсалт»;
Шейман И.М. – профессор Государственного университета - Высшей школы экономики;
Шишкин С.В. – заместитель директора Независимого института социальной политики.

2. 28 мая 2007 года проведен экспертный семинар по проблемам неравенства в доступности медицинской помощи. На семинаре были обсуждены результаты анализа неравенства в доступности медицинской помощи, выявленные в ходе выполнения настоящего проекта, уточнены задачи дальнейшей работы по проекту.

3. 15 ноября 2007 года проведен круглый стол на тему «Неравенство в доступности медицинской помощи», на котором были представлены и обсуждены основные результаты выполненного проекта. В работе круглого стола приняли участие ответственные работники Экспертного управления администрации Президента РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы государственной статистики, Национального НИИ общественного здоровья РАМН, Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, Института экономики РАН, Всемирного Банка, Российского отделения Кокрановского Сотрудничества и др.
См. материалы круглого стола.

4. Основные содержательные результаты проекта состоят в следующем.

4.1. Выявлены и систематизированы различия в доступности медицинских услуг для разных социально-демографических и территориальных групп населения. Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы.

Российская система здравоохранения характеризуется существенными различиями в обращаемости за разными видами медицинской помощи между категориями населения, различающимися по уровню образования, доходу и месту жительства:

  • лица с высшим образованием чаще обращаются за амбулаторной помощью, включая специализированную, и реже – за стационарной;
  • группы населения с более высоким уровнем дохода обращаются за медицинской помощью чаще, чем менее обеспеченные;
  • сельские жители реже, чем городские жители, обращаются за амбулаторной помощью, в особенности за специализированной; при этом как раз жители крупнейших и больших городов, в отличие от жителей небольших городов и села, субъективно воспринимают амбулаторную помощь как менее доступную и оценивают качество первичной медицинской помощи ниже;
  • жители села, средних и малых городов чаще лежат в больницах, чем жители больших и крупнейших городов, что, по-видимому, является следствием как меньшей обращаемости за первичной помощью, так и невысокого качества диагностики и более ограниченных возможностей амбулаторного лечения на селе и в небольших городах.

Полученные данные свидетельствуют о наличии некоторой дискриминации лиц старше трудоспособного возраста в пользу трудоспособных при получении специализированной амбулаторной помощи и при направлении на стационарное лечение.

Выявленные различия правомерно рассматривать как проявления неравенства в доступности медицинских услуг.

4.2. Использование практик получения медицинской помощи за плату существенно различается для групп населения с разным уровнем доходов и разным местом жительства. Самые состоятельные платят за визит к медицинским работникам в 2,5 раза чаще, чем представители групп с более низким доходом, жители крупнейших и больших городов чаще прибегают к оплате амбулаторной помощи, чем жители средних и малых городов и села. Эти различия отражают неравенство возможностей получения медицинской помощи, обусловленное различиями в уровне доходов населения.

4.3. Очень существенными являются различия в доступности медицинской помощи для жителей разных регионов страны. Доля населения, имевшего возможность лечиться полностью бесплатно, выше в 1,3 раза в экономически более развитых регионах по сравнению с регионами - аутсайдерами. Эти различия предстают как региональное неравенство в доступности бесплатной медицинской помощи.

4.4. Заметное неравенство в бремени расходов на медицинские нужды существует между группами населения с разным уровнем доходов. Бедные тратят на покупку лекарств и оплату медицинских услуг в 1,5 раза большую долю своего бюджета, чем богатые. Бремя несения расходов на лечение выше для домохозяйств, проживающих в регионах с более низким уровнем экономического развития.

Более 8% населения вынуждено нести катастрофические расходы на медицинскую помощь, и бремя этих расходов существенно больше для бедных, чем для богатых.

4.5. Согласно данным проведенного опроса, здравоохранение рассматривается большинством населения как такая сфера человеческой жизни, в которой любые факторы дифференциации доступности являются несправедливыми. Представления подавляющего большинства населения России о способах обеспечения доступности медицинской помощи отражают ценности всеобщего равенства и патернализма.

5. Масштабы выявленного неравенства в обращаемости за медицинской помощью и доступности бесплатной медицинской помощи для жителей разных регионов, разных типов населенных пунктов, с разным уровнем доходов требуют пересмотра приоритетов государственной политики в организации и финансировании здравоохранения.

В качестве приоритетных направлений политики государства по сглаживанию неравенства в доступности медицинской помощи можно рекомендовать:

  • преодоление дискриминации лиц старше трудоспособного возраста путем повышения финансового обеспечения медицинской помощи пожилым людям;
  • повышение уровня финансовой защиты больных с «катастрофическими» расходами на лечение путем развития государственной программы дополнительного лекарственного обеспечения;
  • расширение мер по борьбе с хроническими заболеваниями и предупреждению их осложнений на основе программ управления хроническими заболеваниями;
  • улучшение организации специализированной помощи жителям малых поселений посредством формирования управляемой многоуровневой системы оказания медицинской помощи в каждом регионе;
  • повышение уровня информированности населения в вопросах здравоохранения;
  • смягчение межрегиональных различий в состоянии здравоохранения посредством реализации долгосрочной федеральной целевой программы сглаживания неравенства в финансовом обеспечении здравоохранения отдельных регионов.

6. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости продолжения анализа неравенства в доступности медицинской помощи для разных категорий населения. В качестве направлений дальнейших исследований можно рекомендовать:

  • Анализ влияния факторов различий в образе жизни и отношении к своему здоровью и факторов организации оказания медицинской помощи и информирования населения на различия в обращаемости за различными видами медицинской помощи жителями населенных пунктов разных типов и лицами с разным уровнем образования.
  • Изучение влияния региональных различий в организации оказания специализированной медицинской помощи населению на различия в ее доступности для жителей разных типов населенных пунктов в различных регионах.
  • Углубленный анализ причин существующих различий в уровне госпитализации жителей разных типов населенных пунктов и различий в доступности специализированной амбулаторной и стационарной медицинской помощи для населения в трудоспособном возрасте и старше трудоспособного возраста.
  • Анализ различий в составе медицинских услуг, в степени соответствия оказываемой медицинской помощи стандартам лечения заболеваний, в клинической результативности оказанной медицинской помощи категориям населения, различающимся по месту жительства, возрасту, уровню образования и уровню доходов.
  • Выявление различий в доступности бесплатной медицинской помощи и в бремени несения расходов на лечение для больных разными видами заболеваний.

Необходимо создание системы мониторинга неравенства в доступности медицинской помощи для разных категорий населения.

7. Аналитический отчет с результатами проекта передан в Экспертное управление Президента РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ.

Развернутое описание результатов проекта представлено в докладе «Анализ различий в доступности медицинской помощи для населения России»




  
 
Новости | Об институте | Научные программы | Публикации | Региональная программа | English