В начало
В начало
Наши новости
Наши новости

 
Об институте
Об институте

 
Исследования
Исследования

 
Поколения и гендер
 Поколения и гендер

 
Индекс
       потребительских
       настроений

База данных
Региональная
       программа

Региональная программа

Конференции и
       семинары

Конференции и семинары
Публикации
Публикации

 
Контакты и адрес
Контакты и координаты
English
English
Наши партнеры

Независимый институт социальной политики


     

Научные программы / Проекты


Взаимодействие власти и бизнеса в реализации социальной политики: региональная проекция

Сроки реализации проекта: март - ноябрь 2006 года

Участники проекта: Шишкин С.В. - руководитель проекта; Чирикова А.Е. - ответственный исполнитель; Канатова Н.Б. - координатор проекта; 2 региональных координатора.

Проект является логическим продолжением предыдущего проекта: "Российский бизнес как субъект социальной политики". Методологический инструментарий и принципы исследования в данном проекте фактически сохраняются.

В центре исследования находятся субъекты региональной власти и их модели взаимодействия с бизнесом. В данном случае это даст возможность переосмыслить поведение бизнеса на поле внешней социальной политики через осознание реальных стратегий, которые реализует власть на поле социальной политики, оценить готовность субъектов власти и бизнеса к реальным изменениям в данной области, проанализировать институциональные механизмы и модели социальной политики, проводимой в разных типах регионов, оценить степень вовлеченности бизнеса в реализацию региональных социальных программ.

Синхронизированный анализ стратегий поведения власти и бизнеса на поле социальной политики позволит расширить полученные ранее выводы, дать обоснованный прогноз и возможные сценарии развития этих взаимодействий в условиях существенной региональной дифференциации по социально-экономическим параметрам и разной степени готовности субъектов к реализации социальных программ.

Основная гипотеза исследования - поведение власти и бизнеса на поле социальной политики определяется не только социально-экономическим потенциалом региона, но и готовностью региональных элит к достижению политического баланса сил. В этом случае социальная политика выступает как средство политического компромисса между властной и экономической элитой. Если данная гипотеза верна, то в условиях сниженного социально-экономического потенциала масштаб социальной политики не сужается, хотя объем ресурсов, привлекаемых на социальные проекты, может быть уменьшен.

Цель проекта: провести сравнительный анализ закономерностей поведения на поле социальной политики властных и экономических субъектов в условиях богатого и бедного российского региона, вскрыть различия в моделях и принципах этой политики, описать ее структурные и институциональные особенности.

Задачи исследования:

  • Оценка существующих принципов и стратегий реализации СП в богатом и бедном регионе властными субъектами и бизнесом. Экспертная оценка соотношения долгосрочных и краткосрочных стратегий при проведении СП в этих регионах.
  • Анализ представлений о путях оптимизации стратегий СП в оценках субъектов власти и бизнеса. Условия, при которых эти стратегии могут быть изменены. Готовность региональных элит к предполагаемым изменениям, их зависимость/ независимость от наличных ресурсов. Мотивация их изменения/не изменения.
  • Оценка практики реализации социальных реформ в полярных регионах: последствия для власти, бизнеса и населения. Ограничительные коридоры для реализации социальных реформ в условиях различной ресурсной базы Уроки социального реформирования для слабых и сильных регионов
  • Обобщение предложений региональных элит относительно необходимых шагов со стороны федерального Центра для оптимизации социальной политики в регионах. Описание оптимальных стратегий для сильных и слабых регионов
  • Анализ степени институционализации СП в разных типах регионов, уровень контроля со стороны регионального сообщества за СП.
  • Экспертная оценка практики, способов и форм взаимодействия власти и бизнеса на поле СП, описание внутренней мотивации, формальных и неформальных правил, регулирующих эти взаимодействия в зависимости от ресурсной базы.
  • Анализ и обобщение практики благотворительной деятельности бизнеса в исследуемых регионах, стимулы, используемые властью, для привлечения бизнеса к благотворительной деятельности в разных типах регионов.

Перечень данных задач не является закрытым и будет расширяться по ходу проводимого исследования.

Выборка и информационная база исследования: В выборку исследования войдут два российских региона, отличающихся по своему социально-экономическому положению и политическим режимам. Предположительно ( конкретный выбор региона предполагает этап согласования с предполагаемыми региональными менеджерами проекта) это могут быть: Пермский край и Брянская область. Всего будет проведено 45 -47 интервью с представителями элит власти и бизнеса, региональными экспертами.

Ожидаемые результаты

Реализация предлагаемого проекта позволит получить:

  • систематизированные данные о масштабах реализуемых социальных проектов в пределах регионов с различным социально-экономическим статусом и политическим режимом;
  • оптимальные условия, с позиций опрошенных респондентов, которые позволят проводить социальную политику и политику социальных реформ, с учетом социально-экономической и политической ситуаций в различающихся регионах
  • типологию используемых моделей взаимодействия бизнеса и власти при осуществлении социальной политики в регионах с разной политической идеологией
  • аналитическую информацию относительно способов и форм реализации социальных проектов, их конкретную наполняемость в зависимости от социально-экономического статуса региона и политической идеологии
  • видов политических компромиссов, устанавливаемых на поле СП политики регионов, формальных и неформальных правил при ее осуществлении, внутренней мотивации, побуждающей власть и бизнес к реализации СП в условиях различной ресурсной базы.
  • описание внутренней логики, мотивации участия бизнеса в благотворительной и спонсорской помощи в условиях разных экономических и политических возможностей власти и бизнеса.

Результаты проекта будут представлены в виде аналитического доклада общим объемом 5-6 печ. листов.

Распространение результатов

Результаты исследования будут направлены в Администрацию Президента РФ, в Министерство здравоохранения и социального развития РФ для использования при принятии решений о способах взаимодействия власти и бизнеса на поле социальной политики с позиции уже реализуемых и хорошо себя зарекомендовавших конкретных практик.

Полученные данные предполагается разместить на сайте НИСП.


  
 
Новости | Об институте | Научные программы | Публикации | Региональная программа | English