В начало
В начало
Наши новости
Наши новости

 
Об институте
Об институте

 
Исследования
Исследования

 
Поколения и гендер
 Поколения и гендер

 
Индекс
       потребительских
       настроений

База данных
Региональная
       программа

Региональная программа

Конференции и
       семинары

Конференции и семинары
Публикации
Публикации

 
Контакты и адрес
Контакты и координаты
English
English
Наши партнеры

Независимый институт социальной политики


     

Научные программы / Проекты


Анализ последствий различных стратегий финансового обеспечения государственных гарантий в здравоохранении

Руководитель — д.э.н. С.В. Шишкин

Сроки реализации проекта: Январь – июль 2002 г.

Финансирование: грант Московского общественного научного фонда (МОНФ) (финансирование USAID)

Участники исследования: Т.В.Богатова (координатор), к.э.н. Е.Г.Потапчик, В.А.Чернец, к.псих.н. А.Е.Чирикова, Л.С.Шилова.

Цель исследования. Ключевой проблемой российской системы здравоохранения является значительный разрыв между государственными гарантиями бесплатного предоставления медицинской помощи населению и их финансовым обеспечением. Возможны три основные стратегии решения этой проблемы. Первая стратегия предполагает увеличение государственного финансирования здравоохранения. Вторая стратегия ориентирует на рост эффективности использования имеющихся ресурсов, достигаемый прежде всего за счет реструктуризации сложившейся сети лечебно-профилактических учреждений (включая замещение стационарного лечения амбулаторно-поликлиническим). Третья стратегия предполагает частичный пересмотр государственных гарантий и постепенную легализацию части неформальных платежей населения за медицинские и сопутствующие услуги. Цель проекта состояла в анализе влияния различных стратегий решения проблемы финансовой необеспеченности государственных гарантий медицинского обслуживания населения на доступность медицинской помощи и развитие легальных и теневых форм оплаты медицинских услуг.

Основные задачи.

  • Анализ изменений в экономической доступности медицинского обслуживания для населения в случаях постепенного увеличения государственного финансирования здравоохранения, реструктуризации сети ЛПУ, частичной легализации неформальных платежей за медицинскую помощь.
  • Анализ изменений в территориальной доступности медицинского обслуживания и в занятости в системе здравоохранения при проведении ее реструктуризации; анализ возможностей и издержек трудоустройства высвобождающихся медицинских работников.
  • Анализ распространенности и содержания неформальных институтов оплаты медицинской помощи населением, их зависимости от формальных правил предоставления медицинских услуг; анализ неформальных внутренних правил и установок, регулирующих поведение сотрудников организаций здравоохранения в связи с теневыми платежами населения.
  • Анализ перспектив трансформации неформальных институтов, регулирующих экономические условия оказания медицинской помощи населению.
  • Разработка рекомендаций о способах достижения сбалансированности государственных гарантий медицинского обслуживания населения с их финансовым обеспечением, минимизирующих экономические и социальные издержки.

Основные результаты:

Расчеты показали, что при сохранении на существующем уровне расходов государства на здравоохранение, выраженных в процентном отношении к ВВП, и отсутствии структурных сдвигов в системе медицинского обслуживания государственные гарантии в здравоохранении будут оставаться несбалансированными с финансовыми ресурсами вплоть до 2010 г.

Если провести структурные изменения, предусмотренные принятой Правительством РФ программой государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью (снизить объемы более затратной стационарной помощи и перенести их в амбулаторный сектор), то это уменьшит потребность в государственном финансировании здравоохранения на 14%. При этом финансовая сбалансированность государственных гарантий может быть достигнута в 2007 г.

Для достижения более весомой условной экономии государственных средств нужно проводить более масштабную реструктуризацию. С медицинской точки зрения, существуют значительные возможности сокращения объемов стационарной помощи за счет уменьшения до 50% числа госпитализаций и сокращения средней длительности пребывания больных в стационарах.

Недостаточность государственного финансирования здравоохранения восполняется средствами самих пациентов. По данным исследования, проведенного в двух субъектах Российской Федерации, наблюдается прямая зависимость между размерами государственного финансирования здравоохранения и долей пациентов, вынужденных приобретать за свой счет медикаменты для лечения в государственных и муниципальных больницах.

Теневые формы оплаты существенно реже производятся при лечении пациентов, получающих медицинскую помощь по программам добровольного страхования, или оплатившим через кассу оказанные им услуги. Но доля таких пациентов не превышает нескольких процентов, и все равно в целом ряде случаев больные платят поверх официально внесенных денег.

Исследование выявило слабую заинтересованность медицинских работников в предоставлении платных услуг в существующих легальных формах. Поэтому легальная оплата медицинской помощи сама по себе не является гарантией отсутствия последующих неформальных платежей.

В среде врачей формируются разные установки относительно практики неформальных платежей, иногда прямо противоположные. Среди медицинских работников много сторонников платежей пациентов как формы "благодарности" и противников вымогательства денег у больных. Но одновременно уже сформирована прослойка тех, кто сделал неформальные платежи стабильным средством улучшения своей жизни.

При сохранении существующих правил, регулирующих условия получения населением медицинской помощи и условия оплаты труда медицинских работников, практика неформальных платежей за медицинские услуги и дальше будет развиваться по мере того, как будут расти финансовые ресурсы населения. Никакой реалистичный рост государственного финансирования здравоохранения не будет достаточным, чтобы предотвратить увеличение их размеров.

Анализ возможных вариантов легализации платежей населения за медицинскую помощь показывает, что реализация любого из них чревата серьезными негативными социально-экономическими и политическими последствиями. Однако сохранение существующих условий предоставления медицинской помощи без изменений также неизбежно приведет к росту социальной напряженности.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие главные рекомендации.

В долгосрочной перспективе необходимо реализовывать стратегию масштабной реструктуризации системы здравоохранения с обязательным учетом региональной специфики.

Результативное проведение реструктуризации требует прежде всего изменений в механизме финансирования здравоохранения:

  • Устранения существующей двойственности каналов финансирования медицинских учреждений за одну и ту же деятельность. Все средства, предназначенные для финансирования медицинской помощи, предусмотренной программой обязательного медицинского страхования (ОМС), должны быть сосредоточены в системе ОМС и использоваться для размещения заказов на оплату гарантируемых программой ОМС объемов медицинской помощи.
  • Изменения порядка бюджетного финансирования медицинских учреждений, предоставляющих медицинскую помощь, гарантируемую сверх программы ОМС: необходим переход от сметного финансирования содержания этих учреждений к оплате за согласованные объемы оказываемых ими услуг.

Решающим условием преодоления социальных и политических барьеров реструктуризации является выход на качественно иной уровень координации политики органов государственной власти по горизонтали (прежде всего органов здравоохранения, социальной защиты и финансов, фондов обязательного медицинского страхования) и по вертикали и обеспечение ее комплексности и последовательности. Необходимо создание системы комплексного планирования здравоохранения.

Решение проблемы финансовой необеспеченности государственных гарантий медицинского обслуживания населения требует уточнения существующей программы ОМС. Нужно четко определить состав медицинской помощи, который государство может действительно бесплатно предоставить сейчас всему населению в рамках системы ОМС. Этот пакет услуг должен быть сбалансирован с выделяемыми государством на его выполнение средствами.

При этом условии и при усилении контроля за оказанием бесплатных и платных медицинских услуг может быть обеспечена доступность гарантируемого в системе ОМС пакета медицинских услуг и лекарственной помощи для всех граждан.

Гарантии бесплатного получения медицинской помощи сверх пересмотренной программы ОМС менять в обозримой перспективе нецелесообразно. Они длительное время неизбежно будут оставаться несбалансированными с размерами их государственного финансирования. Получение соответствующих видов медицинских услуг должно предоставляться в порядке очереди, либо оплачиваться самими гражданами.

Нецелесообразно пытаться бороться с неформальными платежами за услуги сверх пересмотренной вышеуказанным образом программы ОМС, уповая исключительно на административные и уголовные меры. Реалистичнее пытаться косвенно регулировать этот теневой рынок: поддерживать развитие легального платного сектора здравоохранения и регулировать в нем цены на монопольно предоставляемые медицинские услуги, использующие новые и эксклюзивные технологии, с тем чтобы легальные цены служили ограничителем для цен теневого рынка

Результаты проекта представлены в публикациях:

Бесплатное здравоохранение: реальность и перспективы. Серия "Научные проекты НИСП – Working Papers. WP / 2002 / 07. М., 2002.

Неформальные платежи за медицинскую помощь в России. Серия "Научные доклады: независимый экономический анализ", № 142, М.: Московский общественный научный фонд, Независимый институт социальной политики, 2003.

Informal Out-of-pocket Payments for Health Care in Russia. Scientific Reports: Independent Economic Analysis Series, No. 142. Moscow: Moscow Public Science Foundation, Independent Institute for Social Policy, 2003.

Продолжением данного проекта является проект "Анализ взаимосвязи формальных и неформальных правил предоставления социальных услуг населению (на примере оплаты медицинской помощи)", предусматривающий проведение социологического опроса населения по проблемам доступности медицинской помощи.

Данные исследования отражены в статьях, опубликованных в газетах «Время МН», «Московские новости», «Медицинский Вестник».

Результаты проекта обсуждены на двух семинарах с работниками федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, экспертами (июль и октябрь 2002 г.); представлены на конференции МОНФ (ноябрь 2002 г.) и конференции НИСП (февраль 2003 г.).

Материалы исследования были переданы в Администрацию Президента РФ, Департамент социального развития Аппарата Правительства РФ, Минздрав РФ, Минфин РФ, Минэкономразвития РФ, Государственную Думу, в а также в Европейское отделение Всемирной организации здравоохранения.

Результаты проекта были представлены в интервью С.В.Шишкина в программе ОРТ "Доброе утро" 6 февраля 2004 г.


  
 
Новости | Об институте | Научные программы | Публикации | Региональная программа | English