В начало
В начало
Наши новости
Наши новости

 
Об институте
Об институте

 
Исследования
Исследования

 
Поколения и гендер
 Поколения и гендер

 
Индекс
       потребительских
       настроений

База данных
Региональная
       программа

Региональная программа

Конференции и
       семинары

Конференции и семинары
Публикации
Публикации

 
Контакты и адрес
Контакты и координаты
English
English
Наши партнеры

Независимый институт социальной политики


     

ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ / О проекте


Проект "Индекс потребительских настроений в России" ведет свою историю с 1993 г. (см. историю ИПН в России)

Руководитель проекта: с 2000 г. Д.Х. Ибрагимова (руководитель Фонда ИПН, ведущий научный сотрудник НИСП), до 2000 г. - А. Бирман (в прошлом - Советник Казначейства США при Министерстве финансов РФ, ныне - член Попечительского Совета НИСП).

Участники (на разных этапах): М.Д.Красильникова (Аналитический центр Ю.Левады), С.А.Николаенко (БЭА, ИМЭМО), Е.А.Маслова (Фонд ИПН).

Проект осуществляется Фондом "Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений" (создан в 1997 г.)

Сроки реализации: с 1993 г. по настоящее время (с июня 2004 г. - на базе НИСП)

Финансирование (на разных этапах): Бюро технической помощи Казначейства США, гранты Фонда Форда, Московская межбанковская валютная биржа, Сбербанк России, НО Фонд экономических исследований "Центр развития"; в 2004-2005 гг. - НИСП, Аналитический центр Ю. Левады, Сбербанк России.

Индекс потребительских настроений представляет собой новый макроэкономический индикатор, разработанный Фондом ИПН для России. Аналогом ИПН является показатель, известный в США как Consumer Sentiment Index (CSI). CSI рассчитывается Институтом Социальных Исследований при Мичиганском Университете (Энн-Арбор, США) с 1946 г. (см. концепцию ИПН).

Основными целями проекта являются:

  1. Осуществление мониторинга Индекса потребительских настроений в России с целью краткосрочного и среднесрочного прогнозирования экономической ситуации в стране;
  2. Изучение потребительского и финансового поведения российских домохозяйств.

Проект "Индекс потребительских настроений" полезен для:

  • исследователей - предоставляя редкую возможность учета социально-психологических факторов при изучении экономических процессов.
  • политиков - поскольку ИПН является своеобразным индикатором эффективности макроэкономической и социальной политики.
  • инвесторов и предпринимателей - понимание состояния и перспектив потребительского и финансового рынка в целом или отдельных его сегментов служит основой разработки оптимальной стратегии развития бизнеса.
  • преподавателей и студентов - предоставляя огромный теоретический, фактографический и аналитический материал по становлению рыночной экономики в России.

На сайте НИСП представлены:

  • методология анализа настроений потребителей,
  • анализ общей динамики потребительских настроений за 13 лет, с 1993 по 2005 годы,
  • регулярные информационно-аналитические бюллетени, выпускаемые по итогам каждого опроса 1 раз в 2 месяца,
  • тематические аналитические выпуски.

Материалы регулярно дополняются и обновляются.

Регулярные информационно-аналитические бюллетени выпускаются после 25 числа месяца, следующего за месяцем проведения опроса (соответственно в феврале, апреле, июне, августе, октябре и декабре).

График тематических аналитических выпусков в 2006 г.:

  • Февраль: Копейка рубль бережет? (Сбережения и сберегательное поведение россиян).
  • Март: У кого оптимизма больше, и почему? (Потребительские настроения по социально-демографическим группам).
  • Май: Потребительские предпочтения населения.
  • Июль: Жить настоящим, но взаймы: кредитование - новая социальная реальность?
  • Август: Рост личных доходов - объективные тенденции и субъективные ощущения.
  • Сентябрь: Инфляция - вечный спутник или реальная угроза? (Инфляционные ожидания населения).
  • Ноябрь: Прогностические возможности индекса потребительских настроений.


  
 
Новости | Об институте | Научные программы | Публикации | Региональная программа | English