В начало
В начало
О программе
О программе

 
Тематические обзоры
Тематические обзоры

Типология регионов
Типология регионов

 
Портреты регионов
Портреты регионов

 
Интегральные
       индексы
Интегральные индексы
 
Грантовая программа
       в регионах
Грантовая программа в регионах
 

Независимый институт социальной политики


<%Language="VBScript" Response.Write "" %>
  <%Language="VBScript" Response.Write "версия для печати" %>

Социальный атлас российских регионов / Портреты регионов


Ярославская область

Социальные преимущества: устойчивое положение в группе относительно развитых индустриальных регионов; низкая безработица в годы экономического роста; более высокая заработная плата и доходы населения по сравнению с другими областями Центрального округа (кроме Московской агломерации) при пониженном неравенстве по доходу и невысоком уровне бедности; лучшие показатели детской смертности и обеспеченности медицинскими услугами; сохранившаяся система начального и среднего профессионального образования.

Социальные проблемы: сильное постарение населения и депопуляция, вымирание сельской периферии и близкие перспективы дефицита трудовых ресурсов в области; одна из самых низких в Центре ожидаемая продолжительность жизни мужчин из-за маргинализации, особенно в сельской местности и небольших городах; проблемы развития высшей школы в «тени Москвы»; слабое развитие адресной социальной помощи при возросших масштабах категориальных выплат.


Расселение. Область относится к историческому ядру Русского государства, Ярославль готовится отмечать свое тысячелетие, древнейшими городами являются также Ростов, Углич и Переславль-Залесский. Городское расселение сформировалось в два этапа: сначала древние города вдоль стратегического торгового пути Москва–Вологда, а в конце XVIII в. получили городской статус Рыбинск, Данилов, Мышкин, Любим и Пошехонье. Только Гаврилов-Ям стал городским поселением в советский период, в результате объединения пяти поселков вокруг текстильной фабрики.

Промышленное развитие области началось еще в первой половине XIX века с текстильных мануфактур, затем мукомольного производства (зерно поступало по Волге) и первых химических производств, поэтому область называют старопромышленной. Следствием раннего развития промышленности стала быстрая урбанизация, усилившаяся в годы советской индустриализации. К концу советского периода доля городского населения превышала 85% жителей, однако в 1990-е гг. перевод 11 поселков городского типа в сельские поселения снизил ее до 81%, что все равно значительно выше средней по РФ (73%).

Ярославль и Рыбинск концентрируют 60% населения, остальные города относятся к средним и малым, часть из которых сохраняют статус городов только благодаря своему культурному наследию. Численность населения всех городов сокращается, медленнее этот процесс идет в наиболее промышленно развитых Ярославле, Тутаеве и примыкающем к Московской агломерации Переславле-Залесском (табл. 1). Проблемы градообразующего предприятия и относительно неудобное транспортное положение негативно сказываются на динамике численности Рыбинска — второго по величине города области. Быстрее всего теряют население малые города районного подчинения — Данилов, Любим, Пошехонье.

Более жизнеспособны сельские поселения в пригородной зоне Ярославля и вдоль трассы Москва–Вологда, глубинные районы пустеют. Средний размер сельских поселений – всего 40 жителей, в периферийных районах поселения он еще меньше – в среднем 20-25 жителей (Даниловский, Любимский, Пошехонский и Мышкинский), мелкие деревни области, как и всего Нечерноземья, теряют население и исчезают. Даже в более заселенных Ярославском и Переславском районах средний размер сельского поселения только 70 человек. В середине ХХ века значительный урон системе расселения нанесло создание Рыбинского водохранилища: были потеряны сельскохозяйственные земли в долине Волги и исторический город Молога, а северо-западная периферия области стала тупиковой.

До Переславля, а по Волге даже до Углича, простирается зона рекреационного влияния Московской агломерации, поэтому летнее население увеличивается вдвое и более. Вокруг Ярославля развивается своя рекреационная зона. Сельская местность у воды и вблизи автодорог выживает благодаря дачникам, а в залесенных заволжских районах - за счет лесозаготовок. Сельскохозяйственные функции, особенно в периферийных районах, деградируют еще с советских времен.

Таблица 1. Динамика численности населения Ярославской области

Численность населения, тыс. чел.

Доля в населении, %

2002 к 1992 г., %

2006 к 2002 г., %

2006 к 1992 г., %

1992 г.

2002 г.

2006 г.

2006 г.

Ярославская область

1472,0

1367,4

1327,8

100,0

92,9

97,1

90,2

Городское население

1203,0

1106,8

1081,9

81,5

92,0

97,8

89,9

Ярославль

636,9

613,1

603,7

45,5

96,3

98,5

94,8

Рыбинск

252,2

222,7

214,9

16,2

88,3

96,5

85,2

Переславль-Залесский

43,4

43,4

42,7

3,2

100,0

98,4

98,4

Ростов

36,4

34,1

33,2

2,5

93,7

97,4

91,2

Тутаев

42,9

42,6

42,0

3,2

99,3

98,6

97,9

Углич

39,8

38,3

36,5

2,7

96,2

95,3

91,7

Гаврилов-Ям

21,0

19,1

18,6

1,4

91,0

97,4

88,6

Данилов

19,0

17,2

16,6

1,3

90,5

96,5

87,4

Любим

6,9

6,3

6,0

0,5

91,3

95,2

87,0

Мышкин

6,4

6,1

5,9

0,4

95,3

96,7

92,2

Пошехонье

8,0

7,0

6,9

0,5

87,5

98,6

86,3

Сельское население

269,0

260,6

245,9

18,5

96,9

94,4

91,4

Демографическая ситуация. Демографические проблемы области типичны для Нечерноземья. Естественная убыль населения началась еще в 1980-е гг. и остается очень высокой - более 1% в год. В области устойчиво высока смертность (20 на 1000 населения) и очень низка рождаемость: в середине 1990-х гг. она сокращалась до 7 на 1000 населения, а в последние годы стабилизировалась на уровне 9 (2005 г.). Самая сильная убыль населения в периферийных и глубинных районах — Некоузском, Брейтовском, Некрасовском, Большесельском (почти 2% в год), в относительно благополучных Ярославле, Переславле-Залесском, Тутаеве она ниже 1%, но все равно этот показатель в два раза хуже среднего по стране. При сверхнизкой рождаемости область добилась значительного сокращения младенческой смертности, почти до европейского уровня (7 на 1000 родившихся в 2005 г.)

Возрастная структура населения отражает давно идущее постарение: детей до 16 лет в области только 14,6%, а пожилого населения на 2/3 больше (24%). В сельской местности доля пожилых приблизилась к 29%, среди сельских женщин - к 36%. Пока еще значительна доля трудоспособных – более 61%, но в ближайшие годы она будет быстро сокращаться, как и в большинстве регионов России. Это связано с малочисленностью молодежи, входящей в трудоспособный возраст, и выходом на пенсию большого по численности поколения послевоенных лет рождения.

Ожидаемая продолжительность жизни населения Ярославской области устойчиво ниже среднероссийской (на 1,5-2 года), в 2004 г. она составила 63,8 лет. Разрыв в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин достигает 15 лет, особенно низко долголетие сельских мужчин – 54 года (в городах - 57,4 лет). Впрочем, такие же или даже худшие показатели имеют и соседние области Нечерноземья – от Тверской до Псковской, превратившиеся в демографическую «черную дыру» России.

Весь переходный период Ярославская область сохраняет устойчивое положительное сальдо в миграционном обмене. Хотя вклад миграций в смягчение сильнейшей депопуляции сильно сократился по сравнению с 1990-ми годами, он заметен до сих пор и в 2005 г. даже немного вырос. В 2004-2005 гг. миграции покрывали 10-20% естественной убыли населения области, а в целом по стране – только 5-12%. Коэффициент миграционного притока в Ярославскую область выше, чем в другие нестоличные области, и сопоставим с Калужской областью, расположенной ближе к столичной агломерации (рис. 1). Конечно, на фоне Москвы и особенно Московской области остальные регионы Центра сильно проигрывают, исключением остается только более южная Белгородская область, где значительный приток сохранился с 1990-х гг. благодаря масштабной миграционной политике областной администрации. Как и другие области Центра, Ярославская область остается привлекательной для мигрантов, нередко рассматривающих ее как промежуточную ступень на пути в Московскую агломерацию.

Рис. 1. Коэффициент миграционного прироста (убыли) в регионах вокруг Москвы

Внутри области для внешних и внутренних мигрантов наиболее привлекательна зона, охватывающая областной центр с пригородами до Тутаева, а также ближайший к Московской области Переславль-Залесский район. Миграции четко очерчивают более привлекательные для жизни территории в пределах области.

Экономика. В XIX–XX веках Ярославская область была одной из наиболее промышленно развитых областей Центра и, несмотря на сильный спад 1990-х годов, до сих пор опережает по душевому ВРП почти все области Центра (рис. 2), сохранив позиции в группе относительно развитых регионов России. Конечно, области Центра не сопоставимы с Москвой, куда стягиваются все ресурсы страны, а ВРП столицы больше суммарного показателя всех областей федерального округа. Среди областей Центра конкурентов у Ярославской области немного: это Липецкая область, экономический рост которой обеспечен благоприятной конъюнктурой цен на металлы, и намного более крупная Московская область с динамичным ростом благодаря агломерационному эффекту.

Для оценки конкурентоспособности Ярославской области важнее динамика экономического роста на фоне других развитых регионов Европейской России (рис. 3). В этой группе Ярославская область по темпам экономического роста за 1996-2004 гг. уступает только двум пристоличным областям (Ленинградской и Московской) и Белгородской, которая быстро развивается за счет сочетания экспортных ресурсов и растущей переработки сельхозпродукции. Более крупные по экономическому «весу» регионы (Самарская, Пермская, Свердловская области и др.) росли медленнее Ярославской области и среднероссийского тренда. Таким образом, область сохраняет преимущества, обеспечивающие стабильный рост экономики и устойчивое положение в группе относительно развитых регионов.

Рис. 2. Душевой ВРП к среднему по регионам РФ (среднее =100), с корректировкой на стоимость жизни в регионе
Рис. 3. Динамика (индекс) ВРП развитых регионов Европейской России, в % к 1996 г.

Хотя Ярославская область промышленная, она выигрывает на фоне монопрофильных областей, развитие которых зависит от конъюнктуры мировых цен на один вид продукции. Экономика области структурно схожа с более крупными и многопрофильными Самарской и Свердловской областями: сопоставимы доля промышленности и услуг (около 45%), повышена доля рыночных услуг (16%). Но в отличие от этих областей, Ярославская область не имеет собственного города-миллионника, в котором по объективным причинам быстрее развивается сектор рыночных услуг. Она «вытягивает» рыночные услуги с помощью лучшего предпринимательского климата.

Промышленность остается важнейшим сектором экономики, в ней завершается структурная перестройка. Глубокий индустриальный спад первой половины 1990-х, особенно в ВПК и текстильной отрасли, привел к тому, что в 2005 г. индекс промышленного производства области составил только 60% от уровня 1990 г. (рис 4). Столь же низкую динамику среди относительно развитых регионов имеет Свердловская область, перегруженная предприятиями ВПК. В среднем по стране индекс составил 74%. Регионы-лидеры с экспортной экономикой, а также Московская область уже преодолели спад переходного периода.

Рис. 4. Динамика (индекс) промышленного производства, в % к 1990 г. (1990=100)

Для оценки перспектив развития важнее динамика в период экономического роста. С 1998 по 2005 гг. индекс промышленного производства области вырос в 1,9 раз, среди развитых регионов она существенно уступает только пристоличным областям и на треть опережает среднюю динамику по стране за годы подъема (рис. 5). Особенно успешными были первые годы роста, но в 2002-2003 гг. темпы снизились из-за исчерпания ресурсов восстановительного роста без модернизации индустриальной базы. Промышленное развитие соседней Вологодской и ряда областей Центра более динамично. Тем не менее, «запас прочности» по сравнению с другими развитыми регионами Европейской России пока сохраняется.

Рис. 5. Динамика промышленного производства в годы экономического роста, в % к 1998 г. (1998=100)

За переходный период в отраслевой структуре промышленности резко снизилась доля текстильной, остальные отрасли специализации сохранили позиции (табл. 2). На фоне России область выделяется более развитой нефтепереработкой и нефтехимией («Ярославнефтеоргсинтез», которым совместно владеют «Газпромнефть» и ТНК-ВР, Ярославский шинный завод, принадлежащий другой дочерней структуре Газпрома –СИБУРу, «Русские краски», создавшие совместное производство с Дюпон, и др.). Наряду с этими отраслями, для бюджета области очень важна пищевая промышленность, особенно «Ярпиво-Балтика» и табачное производство, а историческая специализация области на мукомольном и молочном производстве заметной прибыли не дает. Самая главная отрасль промышленности – машиностроение – находится в более сложном положении. Крупнейшие моторные заводы (ОАО «Автодизель», ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры», ОАО «Ярославский завод топливной аппаратуры», ОАО «Тутаевский моторный завод») в начале 2000-х годов вошли в холдинг «Руспромавто», принадлежащий владельцу «Русского алюминия» О. Дерипаске, Второе направление – авиадвигатели, представленное одним из крупнейших в стране НПО «Сатурн», оно контролируется государством и является градообразующим предприятием Рыбинска. Проблема машиностроения области – недостаточная загруженность заказами и дефицит инвестиций на модернизацию. Доля занятых в этой отрасли остается высокой, а численность работников - избыточной.

Таблица 2. Отраслевая структура промышленности в 2004 г., %

Ярославская область

Российская Федерация

Машиностроение

35,9

18,9

Пищевая и мукомольная

19,5

13,7

Химия

16,3

5,9

Электроэнергетика

11,6

10,7

Топливная

6,6

21,7

в т.ч. нефтепереработка

6,5

3,1

Легкая

3,2

1,1

На Ярославль приходится 3/4 промышленного производства области, доля Рыбинска намного меньше, а остальных городов - минимальна (рис. 6). Кроме того, Ярославль доминирует по всем индикаторам экономической активности – инвестициям и объем строительных подрядов, вводу жилья, обороту торговли. Рыбинск, будучи крупным городом, по численности населения (некоторые областные центры меньше), в переходный период утратил способность «перетягивать» на себя инвестиции и услуги и резко отстал от областного центра. На остальные города приходится по 2-3% занятых (2006 г.), их роль в экономике минимальна. Даже Переславский район, ближе расположенный к быстро растущей Московской агломерации, пока не получил заметного импульса роста от выгодного соседства.

Рис. 6. Доля Ярославля и Рыбинска в основных социально-экономических показателях в 2003 г. (население и занятость – 2006 г.)

Инвестиции в основной капитал долгое время оставались незначительными, как и большинстве соседних областей и регионов Европейской России. Только в 2005 г., в преддверии празднования тысячелетия Ярославля, область вошла в лидирующую группу (не считая нефтегазовых округов) по объему инвестиций на душу населения (рис. 7). Основные инвестиции пошли на строительство моста через Волгу в Ярославле. Однако мост, как и юбилей, - разовое дело, и степень устойчивости притока инвестиций неясна. Но перспективы есть, т.к. область и ее предприятия имеют хорошую деловую репутацию и кредитный рейтинг.

Рис. 7. Душевые инвестиции в основной капитал в развитых регионах Европейской России

По темпам роста доходов бюджета (167% за 2002-2005 гг.) область заметно уступает не только сильным соседям (Московская и Вологодская области – 203-217%), но и некоторым менее развитым (Тверская область – 177%). Сказываются издержки положения региона-донора, обделенного растущими федеральными трансфертами, а также преобладание нерегиональных холдингов, которым принадлежат крупные предприятия области. Внешние собственники чаще оптимизируют налогооблагаемую базу.

Несмотря на это, Ярославская область оказалась в 2005 г. в числе лидеров по социальной ориентации своего бюджета, доля расходов на социальные цели (включая ЖКХ) выше средней по стране и достигает 69% всех расходов. Доля расходов несколько выше среднероссийской почти по всем социальным статьям, но особенно заметно превышение в выплатах пособий (рис. 8). Большая часть пособий выплачивается по категориальному принципу (ветераны труда и др.) и адресована пожилым, поскольку в области очень старая возрастная структура населения. Объективные проблемы постарения снижают эффективность социальных расходов, нацеленность на рост человеческого капитала.

Рис. 8. Структура расходов бюджета Ярославской области и суммарного бюджета субъектов РФ в 2005 г., %

По душевым расходам бюджета, скорректированным на стоимость жизни, область опережает значительную часть развитых регионов Европейской России (табл. 3). Пониженные расходы на образование связаны с более старой возрастной структурой и меньшей долей учащихся в общей численности населения. Сбалансированность душевых и структурных показателей по видам социальных расходов можно считать преимуществом бюджетной политики Ярославской области.

Таблица 3. Душевые расходы бюджета в 2005 г. к средним по регионам РФ, корректировкой на стоимость жизни в регионе* (средние по регионам РФ =100)

Социальная политика

Образо-вание

Здраво-охранение и спорт

Культура

Всего социальные расходы

ЖКХ

Всего расходы бюджета

Вологодская

127

136

136

163

136

101

116

Московская

109

107

119

109

111

90

101

Ярославская

105

99

102

86

100

95

97

Ленинградская

80

115

91

90

99

86

87

Пермская

90

107

85

70

94

55

78

Свердловская

76

89

101

62

88

60

76

Самарская

107

68

80

57

79

95

75

* Корректировка на коэффициент стоимости товаров и услуг Росстата;
для ЖКХ – на коэффициент федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг

Занятость и рынок труда. Структура занятости все еще более индустриальна (29,5%) по сравнению со средней по стране (табл. 4). Сокращение доли занятых в промышленности идет достаточно плавно и без заметных напряжений на рынке труда. В ближайшие годы неизбежно усилится дефицит рабочей силы в промышленном производстве из-за сильной депопуляции. Переток малочисленной сельской молодежи в города невелик и не решит проблему сокращения рабочей силы. Постарение сельского населения привело к снижению занятости в сельском хозяйстве до 8%, жизнеспособные сельхозпредприятия сохранились только в пригородной зоне. Области уже сейчас необходимо искать неаграрный путь развития сельской местности.

Изменения отраслевой структуры занятости в Ярославской области наиболее показательны в сравнении с динамично развивающейся Московской и проблемной старопромышленной Владимирской (табл. 4). Устойчивый рост занятости на транспорте и связи показывает значимость инфраструктуры и логистики для развития Ярославской области. Удается сдерживать рост занятости в социальной сфере, давящий на бюджет в большинстве регионов, однако в Московской области с более развитым рыночным сектором сокращение более устойчиво. Замедлился структурный сдвиг занятости в рыночные услуги (торговлю), несмотря на пониженную долю занятых в них. В этом Ярославская область больше похожа на промышленную Владимирскую и отличается от динамично растущего сервисного Подмосковья.

Таблица 4. Отраслевая структура занятости, %

1995 г.

2001 г.

2004 г.

Промышленность

Российская Федерация

25,8

22,7

21,5

Владимирская область

39,9

34,2

34,0

Ярославская область

35,8

31,6

29,5

Московская область

30,8

22,9

22,4

Сельское хозяйство

Российская Федерация

14,7

12,3

10,4

Владимирская область

7,9

8,7

6,8

Ярославская область

9,1

9,7

8,0

Московская область

6,9

7,7

6,0

Торговля и общепит

Российская Федерация

10,1

15,4

17,2

Владимирская область

9,2

15,4

15,5

Ярославская область

9,3

15,4

15,9

Московская область

6,8

15,9

18,3

Социальная сфера

Российская Федерация

17,7

17,8

18,0

Владимирская область

16,2

14,6

15,2

Ярославская область

17,6

16,3

16,7

Московская область

17,9

16,8

16,2

Рынок труда Ярославской области – один из наиболее благополучных в Центральном округе и в стране (рис. 9), уровень безработицы с 2002 г. ниже 6%. Большинство областей Центра отличается пониженным уровнем безработицы из-за совокупности факторов: сильного постарения населения, небольшого притока молодежи на рынок труда, более развитой транспортной инфраструктуры, способствующей маятниковым миграциям, и соседства огромного столичного рынка труда. Но эти факторы в совокупности лучше работают в городах, где безработица только 4%, уровень безработицы маломобильного сельского населения области почти вдвое выше (7%).

Рис. 9. Уровень безработицы в областях Центра, %

Зарегистрированная безработица остается низкой с начала 2000-х годов (1,4-1,7%), число безработных только на треть превышает число вакансий, что говорит о структурном характере безработицы и отсутствии сильных дисбалансов.

Среди проблем областного рынка труда, в целом весьма стабильного, можно выделить замедленный сдвиг занятости в сторону сектора рыночных услуг, а в ближайшей перспективе – нарастание дефицита рабочей силы, связанное с выходом на рынок труда малочисленного поколения рожденных в 1990-е годы. В Ярославской области, с ее давно постаревшим населением, это один из наиболее значительных рисков развития.

Социально-экономическое положение домохозяйств. Ярославская область остается лидером по величине заработной платы и душевым денежным доходам населения среди областей Центра, за исключением столичной агломерации. Однако рост покупательной способности доходов, измеряемой отношением душевых денежных доходов к прожиточному минимуму, в 2005 г. прекратился (рис. 10). Одна из причин - резкий рост тарифов на ЖКУ (почти на 30%), и, как следствие, повышение прожиточного минимума.

Рис. 10. Отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму (в среднем за год) в областях Центра, %

Кроме того, начала снижаться конкурентоспособность заработной платы, на которую тарифы ЖКУ не влияют. Ярославская область по темпам роста заработной платы десять лет опережала среднюю динамику по РФ, но с 2005 г. оказалась среди регионов, в которых заработки растут медленнее среднероссийских (рис. 11). Корни проблемы лежат в росте мировых цен на нефть (а также металлы) и политике работодателей. Начнем с того, что среднероссийская зарплата быстро растет за счет повышения и без того высоких заработков в Москве и в нефтяных регионах благодаря росту цен на нефть, а также значительного роста зарплат в слаборазвитых субъектах РФ, получающих все больше трансфертов из богатеющего федерального бюджета.

Рис. 11. Отношение средней заработной платы в Ярославской области и регионах-соседях к средней по РФ, % (без корректировки на стоимость жизни)

Развитые регионы Европейской России – доноры, они не получают трансфертов на выравнивание. К тому же Ярославская область не имеет сверхдоходов от нефтегазовых и металлургических ресурсов. В результате ее бюджет растет медленнее (см. выше), а следом – и заработки бюджетников. На примере области особенно видны издержки статуса региона-донора при сложившейся в России политике стимулирования иждивенчества слабых регионов. Второй фактор замедления роста заработков – политика работодателей. Экономика области специализируется на более трудоемких отраслях по сравнению с сырьевыми регионами, поэтому работодатели снижают свои издержки, тормозя в первую очередь рост заработной платы.

В результате двойного негативного воздействия этих факторов постепенно сокращается отрыв заработной платы от других областей Центра, который обеспечивал социально-политическую стабильность в области, особенно в Ярославле. Для области это серьезная проблема из-за соседства Московской агломерации, вытягивающей конкурентоспособную рабочую силу. Если рост заработков будет замедляться и дальше, может усилиться отток молодежи и квалифицированных работников в Московскую агломерацию, как это уже происходит в менее развитых областях, расположенных вблизи столицы.

Замедление роста заработной платы сопровождается сглаживанием отраслевых различий. Заработки в промышленности, заметно выросшие в первые годы после дефолта, вновь сближаются со средними по области (табл. 5). Минимальна, как и везде, заработная плата в сельском хозяйстве, но за счет концентрации агросектора в более жизнеспособных пригородных сельхозпредприятиях она не так сильно отличается от среднеобластной по сравнению с общероссийскими различиями. В последние годы сократилось отставание заработков в бюджетной сфере, особенно в здравоохранении.

Таблица 5. Средняя заработная плата по отраслям экономики, к средней по области, %

Ярославская область

Справочно:
в среднем по РФ

1995 г.

2000 г.

2004 г.

2004 г.

Промышленность

102

120

115

117

Сельское хозяйство

68

53

54

41

Строительство

122

127

109

118

Транспорт

145

129

132

141

Торговля и общепит

88

71

80

72

Здравоохранение, физкультура и соцобеспечение

70

55

77

70

Образование

72

54

63

62

Культура и искусство

66

55

63

64

Финансы, кредит, страхование

153

250

219

247

Управление

117

126

115

118

Отраслевые различия дополняются территориальными: в Ярославле средняя заработная плата в 2,3 раза выше, чем в наименее развитых сельских районах (рис. 12). Остальные города области, в том числе крупный г. Рыбинск, не слишком отличаются по заработкам от районов и даже уступают пригородам областного центра и Мышкинскому району, где расположено подразделение Газпрома по обслуживанию магистрального газопровода. Мышкин выглядит уменьшенной копией «богатого» сырьевого моногорода, отличаясь специализацией не на добыче, а на транзите ресурсов. Сезонную часть доходов и общероссийскую известность этому крошечному городу дает водный туризм по Волге. Ярославль же служит примером значимости столичного ресурса в сочетании с более высокими заработками в нефтепереработке. Роль отраслевого неравенства в доходах заметна даже внутри областного центра: заработки в Кировском районе, где расположен «Ярославнефтеоргсинтез» (ЯНОС), наполовину выше, чем в спальном Заволжском.

Рис. 12. Средняя заработная плата по муниципалитетам в январе-апреле 2006 г., руб.

Благодаря повышенным доходам населения Ярославская область относится к регионам с более низким уровнем бедности (18% населения в 2005 г.). В последние годы показатели большинства областей Центра заметно сблизились (рис. 13), в менее развитых сокращению бедности способствует не только рост доходов населения, но и федеральные трансферты. Ярославской области с каждым годом будет все труднее снижать уровень бедности, т.к. среди живущих за чертой бедности остаются преимущественно занятые в агросекторе и социально уязвимые группы населения. В неблагоприятном для сельского хозяйства Нечерноземье рост оплаты труда вряд ли будет быстрым, а вывод из застойной бедности уязвимых групп требует значительных средств.

Рис. 13. Уровень бедности в некоторых регионах Центра, %

Категориальные выплаты, заметно выросшие в 2005 г., малоэффективны в качестве основного механизма сокращения бедности. Ярославской области, как и другим регионам Центра с относительно невысокой долей малоимущих, придется переходить на адресные формы социальной защиты. Только таким путем можно смягчить основную проблему урбанизированных регионов – ускоренный рост жилищно-коммунальных тарифов, наиболее болезненный для малообеспеченных горожан.

Социальная сфера. Состояние здоровья жителей области отражает основные социальные проблемы и отдельные позитивные результаты социальной политики. Из-за более старой возрастной структуры населения повышена заболеваемость возрастными болезнями – сердечно-сосудистыми и онкологическими. Однако проблемы здоровья не только в постарении. В Ярославской области один из самых высоких среди областей Центра показателей смертности от внешних причин (травм, отравлений, несчастных случаев) – на четверть выше средней по стране, хуже только в Тверской области. Это прямо указывает на высокую алкоголизацию мужского населения. Наоборот, в охране здоровья матерей и детей область достигла значительных успехов, уровень младенческой и детской смертности в 2005 г. был на треть ниже средних по стране. Все стандартные статистические показатели обеспеченности медицинскими услугами область выше средних по стране, особенно высока обеспеченность врачами (почти на 20%). Это следствие повышенной урбанизированности (в городах больше специализированных медицинских учреждений и врачей) и особенностей расселения – сохранения густой сети мельчайших деревень, вынуждающей содержать многочисленные мелкие медицинские учреждения.

Уровень образования всего населения и занятых ниже среднероссийского из-за более старой возрастной структуры. Преобладание имеющих среднее профессиональное образование (35,4% занятых в экономике) объясняется индустриальным развитием области в течение длительного времени. Индустриальный профиль экономики влияет на современные тенденции образования. Почти не сокращается численность учащихся в начальных учреждениях профобразования (на 5% за 1990-2005 гг., в целом по РФ – на 15%), что показывает востребованность рабочих профессий. Стабильно растет численность учащихся в средних специальных учреждениях – техникумах и колледжах (на 26% в расчете на 10 тыс. населения за тот же период, в РФ – на 14%).

Высшее образование развивается более динамично: в области сейчас 10 вузов, численность студентов на 10 тыс. населения за 1995-2005 гг. выросла в 2,1 раз, как и в среднем по стране. Однако регионы Центральной России всегда «в тени» федеральной столицы – крупнейшего центра образования в стране, в них показатели обеспеченности студентами на 10 тыс. населения значительно ниже. За 1990-2005 гг. разрыв между Москвой и Ярославской областью сократился ненамного (с 3,9 до 3,6 раз). Другие регионы более ускоренными темпами развивали высшую школу, и Ярославская область теперь отстает от среднероссийской обеспеченности студентами не на четверть, как в 1990 г., а более чем на треть (36%). С одной стороны, качество не менее важно, чем количество, область не пошла на раздувание сети филиалов или негосударственных вузов, в которых учится только 10% студентов. С другой стороны, сверхиндустриальный профиль области постепенно размывается, а для новой экономики услуг критически важно массовое высшее образование.

В дошкольном воспитании сохранились традиции советского периода: охват детей (75%) на треть выше среднего по стране и почти не сокращался в 1990-е гг. Это связано не только с преобладанием индустриального (негибкого) типа занятости, но и с поддержкой дошкольных учреждений из бюджета, что представляется важным для полноценной социализации детей в условиях высокой занятости родителей. В школьном образовании завершается реформа сети школ, закрываются многочисленные в Нечерноземье малокомплектные школы, организован подвоз учащихся в крупные школы, обеспечивающие более высокое качество образования. Проведение реформы облегчается значительным сокращением числа учащихся (на треть за 1990-2005 гг.) из-за снижения рождаемости. По этой же причине, даже при заметном сокращении сети повышается обеспеченность школами, доля учащихся во вторую смену (14%) ниже средней по стране.

Как регион с длительной и сильной депопуляцией, Ярославская область имеет чуть более высокую обеспеченность жильем (21 кв. м на чел.) по сравнению со средней по России, а как регион более урбанизированный – повышенный уровень благоустройства жилищного фонда. В области 75-80% жилья обеспечено основным видам благоустройства и 90% – газом. Однако повышена и доля ветхого и аварийного жилья (5%), это наследие индустриального развития в виде домов-бараков в промышленных поселках и городских районах; в этом Ярославская область схожа с такой же по типу развития Тульской.

Высокий уровень благоустройства – на только благо, но и проблема, т.к. рост тарифов на ЖКУ сильно влияет на доходы почти всего населения. Для области крайне важна эффективная социальная политика в жилищной сфере. Пока в Ярославской области, как и в соседних Костромской и Владимирской, избран путь ограничения выплат жилищных субсидий (табл. 6). В 2005 г. охват чуть увеличился, но вряд ли рост тарифов на ЖКУ на 30% привел к повышению спроса семей на жилищные субсидии только на 0,4 п.п. Дефицит жилсубсидий подтверждается и ростом уровня бедности в 2005 г. Решать эту проблему все равно придется, ведь показатели бедности – одни из важнейших при оценке социальной политики властей. Помимо снижения бюрократических барьеров требуется внедрение жесткого механизма учета доходов населения и более эффективной системы адресной помощи, в том числе жилищных субсидий.

Таблица 6. Охват семей жилищными субсидиями, %

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2005 к
2003 гг., %

РФ

11,4

15,2

13,6

11,6

76

Тульская область

10,0

11,3

11,4

5,2

46

Ярославская область

7,6

9,2

5,9

6,3

68

Костромская область

6,3

7,8

9,0

6,8

87

Владимирская область

7,4

9,8

9,3

7,8

80

Ивановская область

18,4

40,8

21,7

14,5

36

Тверская область

15,6

18,0

19,8

15,0

83

Московская область

12,4

13,9

14,0

15,9

114

* * *

В целом, Ярославская область – один из немногих регионов страны с устойчивой индустриальной экономикой несырьевого типа, обеспечивающей занятость, относительно высокие доходы и стабильное социальное развитие. С приходом нефтяного изобилия эти преимущества начинают размываться, в более выигрышном положении оказываются те регионы, которые либо живут на сырьевую ренту и ее перераспределение в столицу, либо получают от богатеющего государства все больше бюджетных средств в виде помощи бедным. Тем, кто не попадает в эти две группы, приходится рассчитывать в основном на накопленные преимущества и активы – индустриальные, инфраструктурные, человеческий капитал. Если в ближайшие годы область сможет совершить прорыв в привлечении инвестиций (этот процесс начался), и если импульс роста Московской агломерации расширится на прилегающие районы Ярославской области (этот процесс пока замедлен), она выдержит конкуренцию и закрепит свое положение в группе развитых регионов страны.

Интегральные индексы. Ярославская область, занимая 20 место (2002 г.; 16 место в 2001 г.) в рейтинге по индексу развития человеческого потенциала, находится в числе регионов, вплотную следующих за группой лидеров, которым она уступает по показателям долголетия и уровня образования. Заметно выше (9 место) положение региона по значению кризисного индекса качества жизни. Высокая урбанизированность и уровень душевого ВРП обеспечивают области 16 место в рейтинге индекса инновационности. Регион входит в первую тридцатку субъектов РФ по экспертной оценке уровня демократичности.


  
 
Новости | Об институте | Научные программы | Публикации | Региональная программа | English